Александр Михайлович Матковский
Александр Михайлович Матковский (1903-1986) из «второго призыва» артистов Свердловского театра музыкальной комедии, пришедших сразу после его основателей, в 1930-е годы. Родился на Украине, в семье руководителя церковных певчих. Здесь учился и начал творческий путь.
Окончив в 1919 году Херсонское реальное училище, он ушёл добровольцем в Красную армию. В 1921 году - курсант военной электрошколы, откуда в 1924 году был исключён «как интеллигент». Путь в профессиональный театр ему облегчило участие в армейской художественной самодеятельности, и в 1925-31 годах он работает в украинских и русских драматических труппах, а с 1931 года - в Харьковской музкомедии. В Свердловской музкомедии играл в 1936-1967 годах.
Яркость комедийного дарования проявилась ещё во время работы в Харькове. Он выходил на сцену князем Воляпюком в «Сильве» и Популеску в «Марице» И. Кальмана. В роли Солопия Черевика в «Сорочинской ярмарке» А. Рябова увидел молодого артиста главный режиссёр Свердловского театра музыкальной комедии Г. Кугушев. Осенью 1936 года по его приглашению Александр Матковский приехал в Свердловск.
Ясно, что при наличии в театре блестящих комиков молодой актёр должен был найти своё, особое место. Собственно говоря, оно определилось само собой благодаря своеобразию его дарования: Матковский был комиком-лириком, его юмор был мягким, тонким, окрашенным иронией.
Эти качества зрители и критики оценили сразу. Его работу 1938 года - деда Ничифора в «Свадьбе в Малиновке» Б. Александрова, спектакле особенно важном в творческой судьбе коллектива, отметила газета «Уральский рабочий», написавшая об обаянии персонажа, о том, что артистом создан запоминающийся характер лукавого и в то же время добродушного старика.
Но комик не только смешил. Во многих ролях Матковского прославлялись лучшие качества русского национального характера. Таков был его денщик Иван из «Голубого гусара» Н. Рахманова - натура простая, однако душевно щедрая, способная на глубокую преданность, любовь к родине. Или Назар Филиппович - скромный работник консерватории, бескорыстно служащий искусству («Беспокойное счастье» Ю. Милютина). Этапным образом стал для актёра великий полководец Суворов из оперетты О. Фельцмана «Дочь фельдмаршала» (1950). Хотя событийная линия оперетты была связана с дочерью полководца, театр постарался колоритно и крупно обрисовать его фигуру. Критика отмечала, что главное качество Суворова в исполнении Матковского - его народность. Комедийность образа проявлялась не только в повадке, манерах, смешном седом хохолке надо лбом (а в спектакле было достигнуто потрясающее внешнее сходство). В сценах Павловского двора под маской чудачества хлёстким словцом, остроумной пословицей, присказкой резал Суворов чванливых вельмож. А в какой восторг приходила публика, когда Суворов Матковского появлялся на сцене под звуки фанфар на фоне пейзажа павшего Измаила!
32 года на сцене, 25 лет в оперетте, 21 год в Свердловском театре, более 80 ролей в музыкальных комедиях... В его творческом диапазоне вы найдёте всё: от мягкой лирики до острой буффонады. Этот артист умеет быть мягким, душевно глубоким или сатирически острым и резким, может быть бытовым, «земным» и поэтическим.
На счету Александра Михайловича - длинная вереница смешных персонажей, вызывающих то наш восторг, то порицание: Кавалькадес в «Поцелуе Чаниты» Ю. Милютина, Акакий Плющихин в «Табачном капитане» В. Щербачёва, романтик-неудачник Лев Гурыч в водевиле «Лев Гурыч Синичкин» с музыкой А. Желобинского, Авдей Спиридонович в «Свадьбе с приданым» Б. Мокроусова и Н. Будашкина, образцовый советский обыватель в оперетте В. Казенина «Мы большие друзья»... Смотреть, как играет Матковский, всегда было удовольствием. В его созданиях блистало мастерство, помноженное на интеллигентность и взыскательный вкус.
Тексты Ирины Риф («Свердловский театр музыкальной комедии») и Юлии Матафоновой(«Портретная галерея театра»)