О Свердловском театре музыкальной комедии

 

Государственное автономное учреждение культуры Свердловской области «Свердловский государственный Академический театр музыкальной комедии»
(ГАУК СО «Свердловский государственный Академический театр музыкальной комедии», ГАУК СО СГАТМК)

Код и наименование вида деятельности: 90.04.1 Деятельность концертных залов, театров, оперных зданий, мюзик-холлов, включая услуги билетных касс.

Учредитель: Министерство культуры Свердловской области
620014, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 46
www.mkso.ru
Приёмная: (343) 312-00-06 (доб. 04)
pr.minkult@egov66.ru
Вахта: (343) 312-00-06 (доб. 99)

Дата образования: 8 июля 1933 года (оперетта Р. Фримля и Г. Стотгардта «Роз-Мари»)

Государственные и высшие профессиональные награды театра перечислены в разделе «Награды».

 

ТЕАТР, СОЗВУЧНЫЙ ВРЕМЕНИ

В 1933 году руководство рабочего Свердловска приняло решение: городу нужен ещё один театр — веселый и музыкальный. Город (тогда — столица огромной Уральской области, включавшей территории нынешних Свердловской, Тюменской, Челябинской областей и Пермского края) был олицетворением лозунга «Индустриализация всей страны» — фантастическими темпами рождался завод заводов Уралмаш, стремительно прибывало население. Для организации интересного отдыха и яркой культурной жизни весёлый жанр подходил как нельзя лучше. Леониду Луккеру, молодому артисту драмтеатра, предназначенному в директора нового коллектива, в Обкоме партии дали установку: «Помни: театр создаётся для такого могучего края, как Урал. Создаётся на многие годы…». Наверное, помыслы были истинно чисты и исполнено было в добрый час, потому что однажды в Свердловске родился театр с лёгким нравом и счастливой судьбой.
Молодой коллектив взял курс на свободное от штампов искусство — сотрудничать согласились именитые ленинградцы Алексей Феона (режиссёр), Валентина Ходасевич (художница по костюмам) и Виктор Басов (сценограф). Из Ленинградской музкомедии были ангажированы солисты Николай Дашковский и Мария Викс (которая в город на Неве уже не вернулась, осталась на Урале). Московский хореограф Виктор Цаплин (в то время балетмейстер Большого) тоже принял предложение и даже привлёк к работе целый выпуск Московского хореографического училища. Основу актёрской труппы составил передвижной коллектив оперетты с названием Театр западной области, выступавший в то время в Полтаве. Строить свободное от шаблонов искусство решено было начать с современной оперетты Р. Фримля и Г. Стотгардта «Роз-Мари» (написанная американцами и представленная на Бродвее в 1924-м году, с 1927-го года успешно шла в Хабаровском театре). Афиши, развешанные по всему городу, гласили: показы первого спектакля новорождённого театра должны случиться 6, 7, 8 июля на сцене Свердловского театра драмы, но… Премьера состоялась лишь в третий из указанных дней — и 8 июля 1933 года стал днём рождения Свердловской музкомедии.
Воспоминания современников, газетные и журнальные публикации тех лет свидетельствуют — с самого начала театр рабочего города сумел привлечь к себе внимание и даже доказать, что оперетта — не второсортное искусство, а средствами лёгкого жанра можно говорить о многом, что волнует современного человека, главное — уметь слушать и слышать жизнь. Так, из желания быть созвучным времени родился Театр…
Год от года, десятилетие за десятилетием Свердловская музкомедия творчески взрослела, шла в художественный рост, накапливала авторитет и работала на репутацию, бережно хранила свои легенды и множила секреты успеха, но главное — коллекционировала таланты внутри и вокруг Театра. Эта коллекция бесценна. Коллекция уникальных людей — режиссёров и актёров, дирижёров и музыкантов, хореографов и танцоров, композиторов, поэтов и драматургов, художников и мастеров всех театральных профессий — и их талантливых творений — произведений, спектаклей, ролей — и есть главная гордость Свердловской музкомедии.
Легендарные имена и названия всегда с нами — издана фотоэнциклопедия, где нашли своё место все вехи театральной истории. 
Вот — князь Георгий Кугушев (актёр, режиссёр, главный режиссёр театра с 1935 по 1937 и с 1943 по 1961 гг., Лауреат Государственной премии, 1946, народный артист РСФСР, 1960). Его талантом, вкусом, удивительным чувством меры был заложен прочный творческий фундамент Свердловской музкомедии. 
А вот — его ученик и преемник Владимир Курочкин (актёр, режиссёр, народный артист СССР, 1978, главный режиссёр театра с 1963 по 1986 гг.). Он стал настоящим хозяином, папой, продолжившим строительство Театра-Дома — где чтили опыт, жили уважением традиций и любовно растили молодёжь, Театра-лаборатории — где привечали всё новое, яркое, интересное и создавали своё, самобытное, ни на что не похожее… 
А вот и третий за 90-летнюю историю «капитан» театрального корабля – «гражданин из Петербурга» Кирилл Стрежнев (главный режиссёр театра с 1986 по 2022 гг., народный артист РФ, 2004, лауреат Премии правительства РФ, 2013). Наследовавший традициям Театра-Дома и принципам Театра-лаборатории, на фундаменте прошлых десятилетий сумел создать свой театр авторской режиссуры, образцы которого по сей день украшают современную афишу. 
Актёрскую труппу Свердловской музкомедии с первых десятилетий называли коллекционной — и Театр помнит всех: героев и героинь, субреток и простаков, комиков, характерных, королей эпизода… Назовём лишь несколько имён тех, кого больше нет с нами: Мария Викс (народная артистка РСФСР, Лауреат Государственной премии), Сергей Дыбчо (заслуженный артист РСФСР, Лауреат Государственной премии), Эраст Высоцкий (актёр и режиссёр, заслуженный артист РСФСР), Полина Емельянова (Лауреат Государственной премии, заслуженная артистка РСФСР), Борис Коринтели (заслуженный артист РСФСР), Анатолий Маренич (народный артист РСФСР, Орден Трудового Красного Знамени), Нина Энгель-Утина (народная артистка РСФСР), Юрий Чернов (народный артист РСФСР), Эдуард Жердер (народный артист РСФСР), Виктор Сытник (народный артист РСФСР), Римма Антонова (народная артистка РФ)…
Коллективу всегда было чем гордиться: Государственная премия — 1946, спектакль «Табачный капитан», Орден Трудового Красного Знамени — 1983; звание «Академический» — 1986, первый среди театров жанра оперетты; Премия Правительства РФ им. Ф. Волкова «За вклад в развитие театрального искусства России» — 2004. 
Сегодня Свердловская музкомедия по-прежнему с достоинством несёт статус Театра, который, несмотря на своё нестоличное происхождение и место жительства, всегда на виду, всегда в гуще творческих перипетий и очень часто — на верхней ступеньке пьедестала. Театра, который вырастил новую генерацию артистов и зрителей и продолжает сохранять главный закон своей творческой жизни — быть созвучным времени...