История театра
ТЕАТР НАЧИНАЛСЯ С «КОЛЫШКА»
Время неумолимо, и сегодня всё меньше остается горожан-очевидцев того, как создавался в нашем городе «театр весёлого жанра». А было это так.
Это было время, когда всей жизнью города руководила партия. Первым секретарем Свердловского Обкома тогда был Иван Кабаков. В апреле 1933 года Леонида Луккера, в то время молодого (ему только исполнилось 28) актёра Свердловского драматического театра, вызвали в обком партии. Первый секретарь нарисовал перед ним картину грандиозного будущего столицы Урала и, сделав акцент на культурной жизни Свердловска, сказал: «У нас есть уже театры, но этого мало. Нужна еще оперетта! Нужен руководитель. Учти, ничего нет. Ни людей, ни здания. Есть только необходимость. Начинать надо с колышка... Возьмёшься?» Решения партии, как известно, выполнялись без рассуждений и промедлений. С этого момента Леонид Луккер стал директором и художественным руководителем не существующего пока театра оперетты.
После недолгих поисков было найдено здание для будущего театра — на углу пр. Ленина и ул. К. Либкнехта, но оно требовало серьёзной реконструкции, времени на которую не было. Узнав, что драматический театр на два месяца выезжает на гастроли, Л. Луккер «на свой страх и риск» заключил договор на аренду здания драмтеатра. Путь к отступлению был отрезан. А по городу с быстротой ветра разнеслась новость — вот-вот здесь появится новый театр, полный красоты и веселья. Л. Луккер в своих воспоминаниях позднее писал: «На улицах незнакомые люди подходили ко мне и спрашивали, правда ли это. И не только спрашивали, но часто и помогали в большом и малом... Я начинал понимать, что театр создает весь город».
Параллельно с реконструкцией своего здания нужно было создавать труппу театра. В Свердловске это было невозможно, поскольку актёров оперетты здесь не было. Узнав, что на Украине переезжает из города в город не то театр, не то ансамбль оперетты, который числится за Смоленском и испытывает большие материальные затруднения, Л. Луккер решил поближе познакомиться с артистами. Разговор в Полтаве (труппа в то время гастролировала там) предстоял трудный — люди должны были решиться не только переехать жить на Урал, но изменить всю свою судьбу. Решение приняли не сразу, сначала отнеслись к невероятным перспективам, обрисованным гостем с Урала, недоверчиво и отчуждённо. Некоторые артисты, правда, были готовы с головой окунуться в новую жизнь, среди них, например, — Николай Мягкий, но дело решил Сергей Дыбчо (он и тогда уже был несомненным лидером коллектива): «Товарищи, вы знаете, я не совсем здоров. Урал... Климат... Но я рискую, еду!»
Так «костяк» будущей труппы театра был создан, но ещё нужно было собрать «всё лучшее, что есть в стране» — на меньшее честолюбивые свердловские власти были не согласны. Первым решился ехать в Свердловск М. Днепров. В Московской консерватории найти никого не удалось: выпускники стремились только в оперу, зато очень помог главный балетмейстер Большого театра В. Цаплин, «сосватавший» в новорождённый театр целый выпуск Московского хореографического училища. Он же дал согласие участвовать в постановке первого спектакля. В качестве режиссёра нужен был человек известный и талантливый — выбор пал на ленинградца Алексея Феону. Первым спектаклем должна была стать оперетта Р. Фримля и Г. Стотгардта «Роз-Мари». Ещё одной удачей стало согласие прекрасной ленинградской художницы Валентины Ходасевич и её постоянного партнера Виктора Басова работать над художественным оформлением и костюмами спектакля. На главные роли были приглашены актёры ленинградской оперетты Николай Дашковский и Мария Викс, а вместе с ними и ещё несколько артистов. Актеры оперетты страны всегда хорошо знали друг друга, пример тому — приглашение Анатолия Маренича, совершившееся по рекомендации чуть ли не всего коллектива.
Итак, основное было сделано, но главное — создание спектакля. Работа над ним уже началась в помещении драмтеатра, которому было суждено стать первым домом для Свердловской оперетты. Последним в театре появился с опозданием дирижёр Е. Синицын. На сцене шла спевка хора. Дирижёр в ужасе воскликнул: «Боже мой! Они же поют в унисон!» Кто бы мог тогда сказать, что уже спустя некоторое время и оркестр, и солисты, и хор театра смогут вполне очаровать профессионализмом исполнения свердловскую публику?
А репетиции шли полным ходом, назначен был уже день премьеры. И вот генеральная репетиция. Неполадки в оркестре и хоре. Дирижёр постоянно прерывает артистов. Что-то заедает у монтировщиков. Второй акт. На сцене балет... При поддержках танцовщики падают... Роняют партнерш. В довершение падают части декораций. Ужас! Генеральная репетиция закончилась в четыре часа утра. Выхода нет — остаётся перенести премьеру на несколько дней, на 8 июля.
И вновь обратимся к воспоминаниям Леонида Луккера:
«Наступило утро 8 июля 1933 года. В здании театра всё замерло. Кажется, даже сами стены насторожились. Что-то сулит нам вечер? И вот уже заполняются кресла. Первый звонок. Касса сообщает: «Билетов больше нет», а люди идут и идут.
Второй звонок. Оркестр настраивает инструменты, но и зал не отстаёт: шумно. Публика взволнована.
Третий звонок. Свет в зале медленно гаснет. Только мягко мерцают пюпитры. Наступившая тишина сменяется аплодисментами — это к дирижёрскому пульту подходит Е.А. Синицын. Взмах рук... Началась увертюра «Роз-Мари».
Мы переносимся в Канаду, в трактир Жанны. Первое испытание проходят хор с оркестром... Всё благополучно. Второй хор — комедийный хор полисменов — ведёт солирующий с сипотцой Малон — С. Дыбчо. В зале появились улыбки. Ждём появления героя.
А вот и Джим — Н. Дашковский. Свободный переход к вокалу. Начинается знаменитая ария Джима «Любовь — мой клад чудесный...» И наконец Роз-Мари — М. Викс. Зазвучал голос и сразу забрал в плен слушателей.
После первого акта уже чувствовалось зрительское одобрение. У всех появилось второе дыхание. Второй и третий акты закончились под дружные аплодисменты. А после спектакля поклоны, поклоны, приветствия и цветы.
За кулисами объятия, поцелуи. И... опять кто-то плачет, но теперь уже от радости.
Рождение Свердловского театра музыкальной комедии состоялось.»
СЧАСТЛИВОЕ МЕСТО
«Из ничего лишь будет ничего», — так говорил герой Шекспира. А что же было на месте современного здания театра музыкальной комедии? Вернувшись на два столетия назад, а если быть точным, то на 275 лет, мы сделаем архитектурный экскурс в историю и узнаем много интересного.
Архитектурный облик города складывался постепенно. Изначально в основе плана Екатеринбурга лежала строгая регулярная планировка — этот новый принцип русского градостроительства очень широко использовался в России в XVIII веке. Такая застройка соответствовала функции города-завода, каким и являлся Екатеринбург. Ныне историческая часть города была окружена крепостным валом, сегодня это улицы Малышева — Банковский переулок — Антона Валека — Первомайская — К. Либкнехта. Таким образом, место, где ныне находится театр, располагалось непосредственно за чертой города, здесь в то время было Восточное кладбище, просуществовавшее до 60-70-х годов XVIII века. Место, конечно, не очень веселое для последующего строительства музыкального театра, но, как бы то ни было, это исторический факт, и пренебрегать им нельзя.
С середины XVIII века город стал разрастаться, соответственно, и границы его существенно расширились. Место, некогда принадлежавшее кладбищу, начало активно застраиваться. Сначала на этом месте был возведен большой особняк в духе классицизма с прилегающим к нему садом. Усадьба принадлежала династии богатых золотопромышленников Конюховых. Об этом здании сохранилось не очень много сведений, даже имена архитекторов известны неточно, так как строительство шло долго, и архитекторы постоянно менялись.
На смену классицизму и эклектике к концу XIX века пришло одно из самых интересных течений искусства — модерн. Его причудливо-витиеватые формы оставили свой след и на многих зданиях Екатеринбурга. Так, на месте усадьбы Конюховых в 1909 году архитектором К.А. Полковым было построено здание кинотеатра «Лоранж» (в 20-е годы переименован в «Совкино»). Рядом в 1915 году архитектором Лебединским (в других источниках - Бабыкиным) было выстроено здание Клуба приказчиков. Обе постройки были решены в стиле модерн. В 20-е годы, с установлением Советской власти, в помещении Клуба приказчиков был открыт Дом Октябрьской революции. Естественно, что находившийся внутри плафон, расписанный амурами, был заменён на социалистическую композицию «Серп и молот». Позади дома в это же время был разбит «Сад трудящихся».
В 1933 году городские власти приняли решение о создании в Свердловске театра оперетты, и самым подходящим для этого зданием стал бывший Клуб приказчиков. Однако, требовалась серьёзная реконструкция, поэтому первые сезоны новый театр не имел своего дома, временно арендуя другие площадки города. Основные работы завершились в 1934 году, но свой современный вид здание обрело лишь в 1963 году. Архитектор В. Емельянов объединил театр и кинотеатр «Совкино», придав всему комплексу законченный вид, с тех пор здание больше не перестраивалось.
В 1994 году, правда, была сделана попытка ещё одной реконструкции. Предложил её известный архитектор П.И. Лантратов (автор проекта реконструкции усадьбы Тарасова — ныне рабочей резиденции губернатора Свердловской области; открытой эстрады в Литературном квартале; к/т «Салют» и др.). По генплану, предложенному Лантратовым, театр музыкальной комедии должен был занять место между пр. Ленина и ул. Первомайской. Главный корпус театра со зрительным залом на 800 мест предполагалось разместить между современным зданием театра и Музеем им. Я. Свердлова. Малый зал на 200 мест находился бы в глубине участка ближе к ул. Первомайская. Внутри планировался служебный двор со стоянкой для автотранспорта. К сожалению, а, может быть, и к счастью, этот план остался только на бумаге.
Конечно, театру всегда было очень тесно в своём старом здании, не хватало гримуборных, классов для занятий. Положение немного улучшилось, когда был сдан в эксплуатацию корпус, где разместились технические цеха. За год до 75-летнего юбилея в 2012 году город сделал Театру подарок: передал под малую сцену зал бывшего кинотеатра «Совкино», и в 2018 году после реконструкции Театр обрел вторую - камерную - сцену.
Безусловно, динамично развивающемуся Театру необходимо современное, технически оснащённое здание, но — пока ни за какие блага коллектив не хочет расставаться со своим старым Домом. Его стены помнят голоса Викс, Дашковского, Маренича, Дыбчо... Сцена и зал, казалось, до сих пор хранят горячее дыхание публики, которая рукоплескала легендарному «Табачному капитану» и знаменитому «Чёрному Дракону»... Актёры — народ суеверный, и они верят, что место, где стоит их Дом — счастливое.