Иосиф Менделевич Крапман

 

Иосиф Менделевич Крапман родился в селе Винница в 1945 году.

Путь его в артисты был весьма извилист: сначала будущий солист учился в медучилище по специальности «Фельдшер-акушер», а после его окончания успел поработать и больнице, и в здравпункте, и на станции скорой помощи. Но истинное призвание перспективного молодого врача было вне больничных палат – и в 1967 году он поступил, а в 1972 году окончил Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии по специальности «Актёр театра музыкальной комедии».

В Свердловский театр музыкальной комедии Иосиф Крапман был принят сразу после окончания ЛГИТМиКа, в том же 1972-м. Начав с ролей характерного плана (Сен-Бриош в оперетте Ф. Легара «Весёлая вдова», Франк в оперетте И. Штрауса «Летучая мышь», Корсаков в спектакле В. Щербачёва «Табачный капитан»), Крапман уже в роли Зупана из оперетты И. Кальмана «Графиня Марица» сумел отойти от трафаретного простака, создав живой человеческий образ, найдя точки сопряжения с современностью. Он сумел создать в уже сложившемся актёрском ансамбле своего Зупана, своего Сен-Бриоша, своего Пуассона... Эти несомненные удачи могли повлечь за собой традиционных Тони, Бони и т.п., но следующей работой молодого актёра стал Василий Тёркин в одноименной оперетте-песне А. Новикова. Здесь, в первой роли такого плана в творчестве актёра наметились темы «Человек и Война», «Человек и Родина», «Человек и сегодняшний день». Темы, которые в полный голос прозвучали в его последующих работах: в спектакле «Дарю тебе любовь» (Глеб Глебович), «Пусть гитара играет» (адмирал Захаренко и Иван Таранов). В спектакле «Дарю тебе любовь» Иосиф Крапман сыграл ещё одну роль своего современника – парня 70-х Виталия Секрета. Он наделил своего героя удивительной теплотой, мягкостью, интеллигентностью, способностью безвозмездно дарить свою любовь вопреки теориям века рационализма.

Актёр всегда был активно занят в репертуаре. В его послужном списке такие роли, как Пикеринг «Моя прекрасная леди»), Горас Вандергельдер («Хэлло, Долли!»), Чезюбл («Моя друг Бенбери»), Сычев («Полярная звезда»), Шут («Бременские музыканты»), Прокурор («Капитанская дочка») и др.

На одном из смотров творческой молодёжи Иосиф Крапман был назван в числе лучших и удостоен диплома Первой степени.

Вдумчивое отношение к работе над ролью, широкое использование выразительных средств жанра, интеллект творчества – вот основополагающие черта Крапмана как актёра... Не удивительно, что в прессе регулярно появлялись «персональные» похвалы артисту:

«Есть в спектакле «Дарю тебе любовь» ещё один персонаж, о котором необходимо сказать. Это преподаватель физики Виталий Секрет, полюбивший Лесю и пожертвовавший ради её счастья своей любовью. Исполнение Иосифом Крапманом роли Секрета делает её одной из самых интересных работ постановки. Сцены Леси с Секретом и Артёмом, пожалуй, самые трудные для актёров и по стремительному сценическому темпу, и по нелёгкости решаемых психологических задач. И в том, что он становятся кульминационными в спектакле, заслуга Семёна Духовного, Иосифа Крапмана и исполнительницы центральной женской роли Галины Петровой».

газета «Уральский рабочий», 25 января 1975 года

«Секрета играет Иосиф Крапман, играет мягко, правдиво, с этакой грустинкой, придающей Секрету особое обаяние. Не блаженный влюблённый неудачник, а живой, сегодняшний, умный и чуткий, тот самый «перехватчик», что спешит на помощь другу. И учитель он, наверно, настоящий, недором любят его ребята из десятого класса...»

газета «Вечерний Свердловск», 25 января 1975 года

«Иосифу Крапману с ролевым материалом повезло. Достаточно назвать такие его работы, как Василий Тёркин в одноименной оперетте-песне А. Новикова, Горас Вандельгердер в «Хэлло, Долли!», «Папа Сыч» в «Полярной звезде» В. Баснера (работа, отмеченная на смотре творческой молодёжи). В актёрской палитре И. Крапмана – разнообразие красок для обрисовки образов его персонажей: от ярких мазков гротеска до лирической акварели. Последняя работа артиста – роль учителя Виталия Секрета – наиболее удачная его работа. Она выявила основную черту творческой индивидуальности Крапмана – его задушевный лиризм. В Секрете чувствуется и мальчишеская увлечённость, и мужественная зрелость, и душевная чуткость – за это любят его ученики. Виталий Секрет пришёлся по душе и зрителя»

«Анонс», 21 февраля 1975 года

«... одно из важных качеств актёрской индивидуальности И. Крапмана – умение работать с режиссёром и с его помощью обнаруживать в пьесе самое главное, решая тем самым образ неоднозначно, зачастую поднимаясь над драматургическим материалом, который спектакле не всегда бывает безупречным...»

газета «Уральский рабочий», 7 июля 1977 года