Валерий Александрович Фадиев

27 апреля 1939, Свердловск — 15 ноября 2022, Екатеринбург 

 

Валерий Александрович Фадиев пришёл в актёрскую профессию в 1966 году после окончания Свердловского театрального училища. Получив профессиональное образование актёра драматического театра, он начал свою карьеру в Екатеринбургском театре юного зрителя. В последующие годы в его актёрской судьбе было немало театров, но особенности творческого дарования В. А. Фадиева довольно скоро привели его в музыкальный театр. В разные годы он был артистом Театра оперетты Урала (Новоуральск), Ростовского, Волгоградского, Ставропольского  театров музыкальной комедии. 

В Свердловский театр музыкальной комедии впервые пришёл уже сформировавшимся артистом — в 1982 году. Достаточный профессиональный опыт и яркая характерность, заложенная в его даровании, позволили В. А. Фадиеву активно и плодотворно работать во многих спектаклях текущего репертуара того периода вплоть до 1991 года. В эти же годы склонность артиста к освоению новой профессии — режиссёрской — нашла конкретное выражение: в 1988 году он поступил, а в 1993-м окончил режиссёрское отделение ГИТИС (Москва), не прерывая работы в театре в качестве артиста.

Новые профессиональные навыки открыли перед В. А. Фадиевым и новые перспективы. В последующие несколько лет он уже в качестве режиссёра сотрудничал с рядом театров: Алтайским театром музыкальной комедии (в должности главного режиссёра), Бурятским (в должности главного режиссёра), Екатеринбургским (в должности очередного режиссёра), Магнитогорским (в должности главного режиссёра и художественного руководителя) театрами оперы и балета.

В 2004 году В. А. Фадиев по семейным обстоятельствам принял решение вернуться в родной Екатеринбург, и был вновь принят в труппу Свердловского академического театра музыкальной комедии как артист-солист. За минувшие годы он активно вошёл в ряд спектаклей текущего репертуара, участвовал и в новых постановках театра последнего времени. Актёрская индивидуальность позволила ему особенно органично и успешно существовать в амплуа характерных, комических и возрастных персонажей. Так, В. А. Фадиев естественно «наследовал» актёрский репертуар известного мастера свердловской сцены — рано ушедшего из жизни Эдуарда Жердера, и с успехом исполнял роли Пеликана («Принцесса цирка» И. Кальмана), Князя Липперт-Вайлерсхайм («Княгиня чардаша» И. Кальмана), Лерика («Парк советского периода» на музыку советских композиторов). Но основу репертуара артиста составляли собственные работы, такие как трагически-смешной и комически-несчастный одновременно «мнимая жертва преступления» господин Марсель в музыкальном детективе «Восемь любящих женщин» А. Журбина, забавно-обаятельный Куделька в оперетте «Графиня Марица» И. Кальмана. За последние годы в репертуаре В. А. Фадиева появились новые роли — Пристав в мюзикле «Свадьба Кречинского» А. Колкера, Депутат и Немецкий посол в мюзикле «Екатерина Великая» С. Дрезнина, Венедикт в музыкальной притче А. Пантыкина «Храни меня, любимая» и Дед Захар в оперетте Е. Птичкина «Бабий бунт».

Актёрскую работу с 2004 года В. А. Фадиев успешно совмещал с работой в качестве ассистента режиссёра. Шесть спектаклей сегодняшнего репертуара театра находились «на его попечении», в том числе: «Восемь любящих женщин», «Свадьба Кречинского», «Екатерина Великая», «www.силиконовая дура.net», «Влюблённые обманщики». К своим ассистентским обязанностям — надзор за ходом спектаклей, работа с артистами, вводы новых исполнителей — В. А. Фадиев относился не менее ответственно, чем к актёрской профессии. Основную творческую деятельность в театре В. А. Фадиев также на протяжении последних нескольких лет совмещал с педагогической, сотрудничая в качестве режиссёра с вокальным отделением Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского.

Более чем четыре десятилетия В. А. Фадиев увлечённо и успешно работал в театральной сфере, его опыт, знания, актёрское дарование и профессиональные навыки режиссёра дают полное право сегодня говорить о большом вкладе этого творческого человека в развитие российского театрального искусства. В 2008 году за вклад в развитие театрального искусства области В. А. Фадиев награждён Почётной грамотой Министерства культуры Свердловской области. 

 

Образование:

В 1966 году окончил Свердловское театральное училище по специальности «Актёр драматического театра».
В 1993-м окончил Государственный институт театрального искусства (ГИТИС, Москва), отделение «Режиссура музыкального театра».

 

Творческая и профессиональная деятельность:

1966-1969 — актёр в Свердловском театре юного зрителя
1969-1971 — актёр в Карачаево-Черкесском русском драматическом театре
05.1971-08.1971 — артист разговорного жанра в Свердловской филармонии
1971-1972 — актёр в Театре оперетты (ныне — Театр музыки, драмы и комедии, г. Новоуральск)
10.1972-12.1972 — артист в Ростовском театре музыкальной комедии
1972-1975 — солист в Театре оперетты (Новоуральск)
1975-1976 — солист в Волгоградском театре музыкальной комедии
02.1976-12.1976 — солист в Государственном театре музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана
1976-1979 — солист в Волгоградском театре музыкальной комедии
1979-1980 — солист в Ставропольском краевом театре музыкальной комедии
1980-1982 — солист в Волгоградском театре музыкальной комедии
1982-1991 — солист в Свердловском театре музыкальной комедии
1991-1992 — главный режиссёр в Алтайском театре музыкальной комедии
1992-1993 — главный режиссёр в Бурятском театре оперы и балета
1993-2001 — режиссёр в Екатеринбургском театре оперы и балета
2001-2004 — художественный руководитель Магнитогорского театра оперы и балета

 

Работа в театре:

1982-2022 — солист Свердловского государственного театра музыкальной комедии

 

Награды:

2010 — Почётная грамота Министерства культуры РФ и Российского профсоюза работников культуры

Сыгранные роли:

Неизвестный (И. Штраус, оперетта «Летучая мышь»)
Пёс (Г. Гладков, музыкальное представление «Бременские музыканты»)
Спетлайг (О. Фельцман, музыкальная комедия-фарс в двух сериях «Тётка Чарлея»)
Герой (Ж. Оффенбах, оперетта «Рыцарь Синяя Борода»)
Герой (А. Флярковский, музыкальная комедия «Яблочная леди»)
Эрнест Борисович (О. Фельцман, музыкальная комедия «Старые дома»)
Герой (В. Ильин, героико-романтический спектакль «Товарищ Любовь»)
Лаэрт (А. Журбин, музыкальная комедия «Пенелопа»)
Агеев (О. Фельцман, музыкальная комедия «Полоса препятствий»)
Эталон XIV (Ж. Оффенбах, оперетта-феерия «Путешествие на Луну»)
Ревунов-Караулов (Е. Птичкин, музыкальная комедия «Свадьба с генералом»)
Нюнин (Е. Птичкин, музыкальная комедия «Свадьба с генералом»)
Кадо (И. Кальман, оперетта «Цыган-премьер»)
Ларош Матье (В. Лебедев, музыкальный спектакль по Ги де Мопассану «О, Милый Друг!»)
Кащей Бессмертный (Г. Гладков, музыкальная комедия «Три Ивана»)
Начальник управления (В. Гроховский, музыкальная комедия «Сибирская легенда»)
Франкони (Ф. Легар, оперетта «Фраскита»)
Демидов (С. Сиротин, музыкальная комедия «Царица и велосипед»)
Новосельцев (А. Журбин, музыкальная комедия «Мымра»)
Рой Джонс (Ч. Чаплин, И. Шахов, музыкальная комедия-парафраз «Графиня из Гонконга»)
Официант (В. Лебедев, музыкальная комедия «Дом моделей»)
Мужчина (О. Фельцман, музыкальная комедия «Хозяйка Рая»)
Господин Луазо (Е. Птичкин, мюзикл «Дилижанс из Руана»)
Айртон (И. и М. Дунаевские, музыкальные приключения «Дети капитана Гранта»)
Майор (И. и М. Дунаевские, музыкальные приключения «Дети капитана Гранта»)
Пират (И. и М. Дунаевские, музыкальные приключения «Дети капитана Гранта»)
Штраус (В. Затин, музыкальный спектакль «Беспечный гражданин»)
Артюхов (А. Петров, водевиль «О бедном гусаре»)
Генри (В. Ильин, В. Лукашов, музыкальная комедия «Как вернуть мужа»)
Поль (Ж. Оффенбах, оперетта «Званый вечер с итальянцами»)
Герой (Д. Тухманов, мюзикл «Багдадский вор»)
Герой («Бенефис оперетты»: И. Дунаевский, «Вольный ветер»; «Кальманиана»)
Мистер Браунлоу (Л. Барт, мюзикл «Оливер!»)
Кречетов (Ю. Милютин, оперетта «Девичий переполох»)
Князь Липперт-Вайлерсхайм (И. Кальман, оперетта «Княгиня чардаша»)
Мсье Фонтанж (А. Эргашев, лирическая музыкальная комедия «Скандал по-французски»)
Дед Захар (Е. Птичкин, музыкальная комедия «Бабий бунт»)
Игнат Григорьевич (Е. Птичкин, музыкальная комедия «Бабий бунт»)
Лерик (романтическая прогулка во Времени под музыку советских композиторов «Парк советского периода»)
Марсель (А. Журбин, музыкальное расследование «Восемь любящих женщин»)
Венедикт (А. Пантыкин, музыкальная притча «Храни меня, любимая»)
Куделька (И. Кальман, оперетта «Графиня Марица»)
Полицейский чиновник (А. Колкер, мюзикл «Свадьба Кречинского»)
Немецкий посол (С. Дрезнин, музыкальные хроники времён Империи «Екатерина Великая»)
2-й депутат на Заседании Уложенной Комиссии (С. Дрезнин, музыкальные хроники времён Империи «Екатерина Великая»)
Придворный кавалер (С. Дрезнин, музыкальные хроники времён Империи «Екатерина Великая»)
Мошу (Ф. Легар, оперетта «Цыганская любовь»)
Пеликан (И. Кальман, оперетта «Принцесса цирка»)
Дед Мороз (М. Бушмелева, музыкальная карусель невероятных событий «У Емели Новый год»)
Муштард (И. Кальман, оперетта «Цыган-премьер»)
Абрам (Дж. Бок, мюзикл «Скрипач на крыше»)
Михали (И. Кальман, оперетта «Герцогиня из Чикаго»)
Премьер-министр (Г. Гладков, мюзикл «Обыкновенное чудо»)
Гоголев Алексей Пафнутьевич (юбилейное ревю «Секретное оружие»)
Суетливый барин (В. Кобекин, музыкальная драма «Белая гвардия»)
Фрош (И. Штраус, оперетта «Летучая мышь»)
Тучный обжора (И. Дунаевский, М. Дунаевский, мюзикл «Весёлые ребята»)
Американский родственник Бонифациуса (И. Кальман, трансильванское кабаре «Сильва»)
Микша (И. Кальман, трансильванское кабаре «Сильва»)
Стэн Уокер (комедия с музыкальными комментариями «Знойные мамочки»)
Начальник станции (музыкальная притча «Ты не прощайся»)