Полина Александровна Емельянова
Маленькая, стройная, подвижная, ловкая, вся - огонь и движение, лукавая улыбка и жизнерадостный огонёк в глазах - такой смотрела Полина Александровна Емельянова с многочисленных портретов, помещенных в афишах.
Из четырехгодичной балетной студии в Мелитополе Полину как самую способную ученицу педагог взяла с собой в труппу театра, в оперетту. Это была маленькая передвижная труппа - всего 19 человек. Оно давала спектакли в станицах. Актёров было немного, и Полине Емельяновой - характерной балерине - стали поручать небольшие роли.
Работая в передвижных труппах, актриса мечтала попасть в солидный большой театр, который имел бы постоянное место работы - в те годы это была большая роскошь. И вдруг мечта осуществилась. Директору труппы, в которой работала П. Емельянова, предложили вместе со всеми актёрами приехать в Свердловск и основать здесь постоянный театр. Так Полина Емельянова оказалась в Свердловске.
За 25 лет работы в Свердловском театре музыкальной комедии Емельянова прошла интересный, трудный, богатый радостями и удачами творческий путь.
Зрителей покоряли образы, созданные Емельяновой: Ванда («Роз-Мари»), кондуктор Шура («Миллион терзаний»), Женя («Как её зовут»), Яринка («Свадьба в Малиновке»), Стасси («Сильва»), Лиза («Марица»), Полинька («Холопка»), Саня («Чудесный край»).
Да разве перечислишь все роли, исполненные Полиной Емельяновой хотя бы за первые 15 лет? Посмотрим одну из рецензий:
«Артистка П.А. Емельянова (Яринка) обладает большим сценическим дарованием. Созданный ею образ Яринки все время приковывал внимание зрителей и заставлял жить её жизнью и вместе с ней радоваться, волноваться и страдать» (Сочи, «Курортная газета», 1939)
У кассы театра - очередь. И почти каждый, подходя к окошечку кассы, задаёт вопрос: «Играет сегодня Емельянова?».
Если играет - значит, спектакль будет интересным, увлекательным. Потому что с Емельяновой на сцену приходит такое бурное заразительное веселье, такая радость жизни, такой каскад смеха, что любой зритель, даже если он пришёл в театр в дурном расположении духа, вернётся домой в хорошем настроении. Именно такой - всегда яркой, радостной, безудержно весёлой помнят Полину Емельянову все в то время, когда она была ведущей «каскадной» актрисой театра.
Шли годы, крепло мастерство актрисы. Характер этого мастерства ярко проявился в роли, которая стала этапной для Емельяновой.
Речь идёт о роли Милички Кротовой из музыкальной комедии «Бронзовый бюст».
О исполнении Емельяновой известный театральный критик Елена Грошева писала в статье «Поиски жанра»:
«Яркое чувство комического, иногда поднимающееся до остро сатирического обобщения образа и вместе с тем впервые так широко проявленные Полиной Емельяновой в этой роли мягкая лиричность, искренность и простота являются достаточно убедительным доказательством, то и опереточным актёрам никак не должно быть чуждо живое ощущение жизни, уменье наблюдать и обобщать явления действительности, создавать типы и характеры».
В 1944 году актрисе было присвоено звание заслуженной актрисы РСФСР, а в 1945 году за участие в спектакле «Табачный капитан» присуждена Сталинская премия.
Переход на роли нового плана у многих актёров сопряжен с большими трудностями, иногда он проходит очень болезненно для актёра или актрисы. С Полиной Емельяновой этого не случилось. наделённая большим комедийным даром и овладевшая истинным мастерством, она перешла от ролей субреток к комическим ролям естественно и просто. В новых ролях она сохранила душевную молодость, огромное сценическое обаяние и заразительный темперамент.
Мадам Ниниш из «Табачного капитана» в исполнении Емельяновой очаровательна и лукава, хитра и простодушна, кокетлива и искренна, тщеславна и непосредственна. Сколько оттенков в этом характере!
Совсем иначе выглядит Парася Никаноровна из «Трембиты» - грузная фигура, самоуверенно-наглая манера речи, хищность собственника и тупость уживаются в ней с преданностью предмету своей страсти - ничтожному Богдану Сусику.
В образе мадам Арно из «Фиалки Монмартра» под внешней сухостью, суровостью и крикливостью - доброе сердце и печальная судьба погибшего таланта. Правда, мы скорее смеемся над мадам Арно, чем сочувствуем ей. Уж очень не похожа раздобревшая и погрубевшая домоправительница на тоненькую Прекрасную Елену, какой была она когда-то на сцене. И вместе с тем Полина Емельянова заставляет нас сохранять к своей героине тёплое чувство, смеяться, добродушно и чуть печально.
Емельянова-Каролина из «Принцессы цирка» - строптива, капризна, у нее определенно скверный характер. Но как умеет актриса несколькими штрихами заставить нас забыть об этом, угадать в своей героине чертёнка, когда-то увлекающегося, весёлого, задорного. В репертуаре актрисы были и небольшие, подчас эпизодические роли. Взять хотя бы роль квакерши из «Огоньков» или роль Розалии из «Поцелуя Чаниты». Но, выходя на сцену и в небольшом эпизоде, Емельянова несет с собой и правду жизни, и обобщение.
Разный по характерам, вкусам, привычкам, возрасту, внешности, героини Полины Емельяновой предельно убедительны и жизненно достоверны. Вместе с ней на сцене - всё, что составляет сущность жанра оперетты: музыка, радость и жизнь.
Тексты Ирины Риф («Свердловский театр музыкальной комедии»)
и Юлии Матафоновой(«Портретная галерея театра»)