Свердловский театр музыкальной комедии 18 июня провел вечер памяти легендарного режиссера народного артиста России Кирилла Стрежнева. В этот день Кириллу Савельевичу исполнилось бы 70. Уже полтора года его нет с нами, но живут его спектакли. Названием вечера стало любимое выражение Мастера — «Звезды сошлись».
В «эпоху Стрежнева» (а он отдал этому театру 36 лет!) звезды часто сходились, в том числе движимые его талантом и энергией. Сын известной четы актеров из Мариинки, он родился с абсолютным музыкальным слухом, но при этом имел абсолютный слух на талант в других. Поэтому, когда его предшественник и учитель Владимир Курочкин передал ему театр, он продолжал пестовать уникальную труппу, где что ни актер — талантище. Взращивал и «молодую поросль», став руководителем кафедры музыкального театра Екатеринбургского театрального училища. Они, молодые, пополняли труппу Музкомедии, которая продолжала оставаться театром-лабораторией жанра, а со временем превратилась в театр-холдинг, куда вошли самодостаточные, уникальные коллективы — «Изумруд», Эксцентрик-балет Сергея Смирнова, джаз-бэнд Платона Газелериди. Обычно режиссеры, как черт от ладана, бегут от должности главрежа театра (предпочитая исключительно творчество), а Стрежнев интеллигентно, мужественно и с удовольствием «тянул эту лямку». Строил театр. Становился архитектором жанра. Именно на Урале возник «театр авторской режиссуры» и рождались спектакли-легенды.
Время Стрежнева в Свердловской музкомедии — время невероятного творческого взлета театра, время «Золотых масок» и мировых премьер. Вечер «Звезды сошлись» стал своеобразным дайджестом талантливой эпохи талантливого мастера. На сцену вышли его ученики. В программу были включены фрагменты его спектаклей — от легендарного «Беспечного гражданина» до «Мертвых душ» и «Декабристов» из последних лет. А лейтмотивом стали… монологи самого Кирилла Савельевича.
Свердловская музкомедия — театр-уникум и в том смысле, что с неизбежной сменой времен и людей здесь никогда не «рушат до основанья» предыдущее. Хранят и помнят. «Пока мы помним, мы сами живы» — фраза Кирилла Стрежнева, произнесенная на 70-летии театра (20 лет назад!) и обращенная к ушедшим великим коллегам, стала эпиграфом и к этому вечеру. Из архивных фондов были подняты раритетные материалы, хроника и интервью. Можно только догадываться, каких усилий стоило выбрать, вычленить из многого самое исповедальное — то, что можно назвать кредо Стрежнева-режиссера и человека. А потом еще так смонтировать фрагменты интервью с фрагментами спектаклей (режиссер Дарья Аксенова, работа с архивом — Мария Милова), что и сам этот вечер стал спектаклем. С безупречной драматургией. И невероятными талантами из разных поколений театра, что работали с Мастером.
Кирилл Стрежнев создал на разных сценах России (и не только!) более 100 спектаклей. Десятка три — в золотом фонде Театра. Вечер невелик, даже «золото» невозможно было представить в полной мере. Но театр поступил так, как делал это когда-то сам Кирилл Савельевич. Удивлял и удивлял. Песня Матери из «Беспечного гражданина» начала звучать в исполнении Светланы Кадочниковой, а «встык» продолжилась редчайшей записью великой Нины Энгель-Утиной. Во фрагменте мюзикла «Черт и девственница» на сцену вышли сразу четыре исполнителя Черта, начиная с самого первого в этой роли — Владимира Смолина. В концерте-воспоминании поистине «звезды сошлись» — от главного дирижера Бориса Нодельмана (замечательный пианист, он сам был за роялем в нескольких эпизодах вечера) до воспитанников Детской студии театра. Но самым поразительным стал диалог маэстро Стрежнева с… Моцартом, героем созданного им спектакля «Моцарт vs Сальери». Монтаж монолога Моцарта, звучащего здесь и сейчас, с репликами давнего интервью режиссера был столь виртуозен, что создавалась иллюзия подлинного, сиюминутного диалога.
Это, кстати, можно сказать и о вечере в целом. Кирилл Стрежнев произносил свое заветное «Звезды сошлись», когда разные обстоятельства и люди вдруг приходили в согласие для реализации задуманного им спектакля. Здесь случилось ровно то же. Конечно, театр хотел воздать должное памяти легендарного режиссера (в этот же день на Широкореченском кладбище был открыт памятник ему), но «к гадалке ходить не надо» — коллеги больше хотели бы создать не мемориальный, а живой образ Режиссера. И получилось!
Получилось до такой степени, что когда шлейфом к спектаклю пошли воспоминания коллег, спонтанно возникло предложение нынешнего главного режиссера театра Нины Чусовой, которое, убеждена, порадует весь театральный мир:
— Послушайте, при постановке «Екатерины Великой» я общалась с Кириллом Савельевичем, но сегодня услышала так много нового. И мудрого. Практически это послания мастера зрителям, коллегам, Театру. Наблюдения и заветы в творчестве, которые не утрачивают своей актуальности, а — набирают ее. Мы же записывали этот вечер для фонда театра. Давайте сделаем так — например, через соцсети — чтобы это стало всеобщим достоянием…
Пусть сбудется.
Филипп Разенков, художественный руководитель Свердловской музкомедии:
–Трудно сказать, кем он был больше — музыкальным режиссером в драме или драматическим на музыкальной сцене
Борис Нодельман, главный дирижер:
— Он был необыкновенно фантазийным режиссером. Герои на роликах в мюзикле «Конец света», эксперимент с сочетанием живого звука и фонограммы в «Силиконовой дуре». А красноречивый железный занавес в «Кошмарных сновидениях…»? В 1988-м это дорогого стоило…