ПРЕССА

«Управляй судьбой!»: в Екатеринбурге стартует IX Международный конкурс молодых артистов оперетты и мюзикла

24 мая 2024, Ирина Клепикова, газета "Областная газета"

https://oblgazeta.ru/culture-and-sports/theaters/2024/05/50194/

 

 

Когда в 2006 году Свердловский театр музыкальной комедии решил учредить Конкурс молодых артистов «легкого жанра», ни у кого не возникло сомнения, чье имя он будет носить, — так родился конкурс имени легендарного мастера Владимира Курочкина. Сегодня конкурс поддерживают министерство культуры Свердловской области, Союз театральных деятелей России. «ОГ» — информационный партнер проекта.

Профессионалы знают: в России не так много театров, которые не только выпускают премьеры, но и думают о том, как развивать жанр. Свердловская музкомедия, многие десятилетия признанный лидер жанра, проводит масштабный и дорогостоящий конкурс как раз во имя этого. Каждый раз декларируется (и доказывается практикой): конкурс — это шанс заявить о себе и посмотреть на коллег, их уровень, это стресс, который необходим, чтобы быть в форме, это толчок к профессиональному росту. А потому и неизменное красноречивое название проекта — «Управляй судьбой!».

Конкурс — международный, открытый, проходит в режиме биеннале и допускает к участию молодых исполнителей не старше 35 лет. В этом году подано 87 заявок от начинающих певцов из разных регионов России и стран СНГ — Минска (Беларусь), Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Красноярска, Белгорода, Хабаровска…

Жюри выбирает победителей по двум номинациям — «Оперетта» и «Мюзикл». И традиционно, рассказывают организаторы, количество заявок в номинации «Мюзикл» перевешивает «Оперетту». В этом году, например, 56 против 31. К слову, на конкурсе честь родной музкомедии будут защищать сразу 10 молодых артистов.

Судьбу участников, определяя лауреатов, а заодно судьбу премий и гран-при конкурса предстоит решить жюри. В нем традиционно — ведущие российские мастера музыкального театра. Нынче это — режиссер Московского театра оперетты, доцент кафедры музыкального театра ГИТИС, арт-директор Международного конкурса молодых артистов оперетты и мюзикла «ОпереттаLand» заслуженная артистка РФ Жанна Жердер, режиссер, педагог, неоднократный лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» Дмитрий Белов, актер, педагог, телеведущий, главный режиссер театра «Ленком Марка Захарова» неоднократный лауреат «Золотой Маски» Алексей Франдетти, хореограф-постановщик, танцовщица, артистка бродвейских мюзиклов, автор уникальной образовательной программы по театральному джазовому танцу Светлана Хоружина (все — Москва), а также театральный и музыкальный критик, член жюри и эксперт национальных премий «Золотая Маска», «Арлекин», «Онегин», «Музыкальное сердце театра» Лариса Барыкина (Екатеринбург) и главный дирижер Иркутского областного музыкального театра Виктор Олин.

Председателем жюри — уже в пятый раз! — стал композитор, народный артист РФ Максим Дунаевский.

— Конкурсы, конкурсы, конкурсы… Их много во всех видах исполнительского искусства, — говорит Максим Дунаевский. — Нередко раздаются голоса вполне авторитетных людей, что конкурсы и не нужны вовсе, что они больше сродни спорту, а не искусству. Но большой национальный конкурс, а тем более международный, дает возможность режиссерам, дирижерам, композиторам, продюсерам охватить сразу, за короткий промежуток, большой пласт молодых исполнителей, увидеть и узнать, что происходит в разных жанрах и взять на заметку того или иного артиста. Невозможно переоценить значение Конкурса имени В. Курочкина. Это не только превосходно задуманный и организованный проект, но реально дающий те самые практические результаты. После конкурса многие молодые артисты, разлетаясь по стране, находят заметное место в репертуарах театров, немало из них стали и становятся звездами мюзиклов и оперетт в ведущих театрах России…

В выходные состоятся прослушивания участников. А в понедельник для них будут даны мастер-классы (традиция зародилась еще на третьем конкурсе). Программа мастер-классов необычно насыщенна, разнообразна и по-хорошему эксклюзивна. И дают мастер-классы настоящие профи музыкального жанра.

— Музыкальный театр живет насыщенной жизнью: сегодня — опера, завтра — оперетта, послезавтра — мюзикл, — говорит оперная певица, педагог, заслуженная артистка РФ Надежда Бабинцева (мастер-класс «Академический вокал»). — Чтобы долго оставаться в профессии, важно сохранить свой голос молодым. Как не дать голосу устать, как сделать его еще красивее, как достичь яркости и индивидуальности в вокале? Мой рецепт — классическая постановка голоса. И мой совет — не бояться исследовать новые стороны себя, самосовершенствоваться и все время идти вперед, к победам, к признанию!

По мнению хореографа, танцовщицы, актрисы Светланы Хоружиной («Бродвейский джаз»), «Основная наша задача в музыкальном спектакле — рассказать историю. Будем делать это с помощью движения, используя хореографию как еще один способ общения со зрителем». А известный режиссер, актер, педагог Алексей Франдетти (ставил спектакли и в Свердловской музкомедии) посвятит молодых артистов в таинство «идеального кастинга»: как уменьшить раздражение постановщиков и страх соискателей.

Конкурс имени В. А. Курочкина завершится 29 мая гала-концертом. Там же будут вручены и премии победителям. Общий призовой фонд конкурса — 810 тыс. рублей (первая премия — 85 тыс., вторая — 55 тыс., третья — 35 тыс.). Гран-при — 110 тыс. рублей. Кстати, за всю историю конкурса гран-при был присужден лишь однажды.

Но у конкурса еще несколько специальных наград — премии Союза театральных деятелей России в области музыкального театра (оперетта, мюзикл), Ассоциации музыкальных театров, приз зрительских симпатий (присуждается по результатам очного- и онлайн-голосования во время гала-концерта), приз им. народных артистов России Риммы Антоновой и Эдуарда Жердера — за лучшее исполнение каскадного номера (соло или дуэт).

В 2024 году впервые (!) будет вручена Премия им. народного артиста РФ К. С. Стрежнева, учрежденная Свердловским академическим театром музыкальной комедии в память о легендарном режиссере, — за художественное воплощение современной темы.

КУРОЧКИН ВЛАДИМИР АКИМОВИЧ: досье

Судьба была щедра, одарив Владимира Курочкина талантом актера и режиссера. На сцене Свердловского театра музыкальной комедии он — за 17 лет — сыграл 70 ролей. Критика называла его «блистательным мастером острого рисунка роли» и прочила ему первенство в амплуа комика-буффона. Но сам Владимир Акимович решил иначе. Он стал режиссером. Одно из главных достижений Курочкина — превращение Свердловской музкомедии в театр-ансамбль, где каждый артист имел шанс оказаться «в фокусе» и стать звездой, если не сегодня, то завтра, где у каждого было право на собственный «крупный план».

  • Режиссер, актер. Народный артист СССР (1978)
  • С 1946 по 1963 — актер, а с 1963 по 1986 — главный режиссер Свердловского театра музыкальной комедии
  • Педагог, профессор. С 1965 по 1986 — заведующий кафедрой музыкальной комедии Уральской консерватории
  • Почетный гражданин Свердловска (1983)
 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!