ПРЕССА

За гримасой смеха: в Свердловской музкомедии — мировая премьера по знаменитому роману Гюго

30 мая 2024, Ирина Клепикова, газета "Областная газета"

https://oblgazeta.ru/culture-and-sports/theaters/2024/05/51015/

Судьба Гуинплена — воистину триллер

 

Цветы от губернатора, цветы от министра культуры Свердловской области, многочисленные букеты создателям мюзикла «Человек, который смеется» стали (вкупе с овациями зрителей) красивым приношением-благодарностью коллективу Свердловской музкомедии, представившему мировую премьеру. Композитор Сергей Дрезнин написал мюзикл по роману Гюго специально для этого театра.

Попытки инсценировать знаменитый сюжет были. Что интересно — именно в нашем веке (2013 год — опера в Канаде, 2017 — мюзикл в Великобритании). Можно предположить — вернулось, после эпохи Гюго, время главной темы романа. «Человек, который смеется» — не только драма героев, изуродованного компрачикосами (торговцами детьми) Гуинплена и слепой Деи, это еще и драматическая турбулентность социальных слоев. Расслоение общества — явление вечное. Другое дело, что с напряжением, в разные времена, этой константы обостряются и проявления характеров. Желание одних возвыситься, попасть любыми путями на следующий «социальный этаж», попирая при этом других. Иногда случай даже предоставляет такую возможность. Но готов ли ты сам к этому?

Судьба Гуинплена — воистину триллер. Современные сюжетцы, пытающиеся держать
публику на дистанции сериалов, отдыхают в сравнении с сюжетом Гюго (не соглашусь с театром в единственном, что история — вымысел; достаточно открыть интернет, фотогалерею на тему «компрачикосы», чтобы понять: уродование детей с целью дальнейшего заработка на них было искусством Европы). Гуинплен попадает в эти жернова. Счастье его, что волею судеб с ним рядом оказываются бродяга-философ Урсус и слепая Дея: один мудр и добр, другая не видит уродства. Хеппи-энд? Отнюдь. Сначала к Гуинплену проявляет интерес циничный «великосветский балаган», а потом выясняется: юноша — бастард, по рождению — лорд…

Как и роман Гюго, мюзикл «Человек, который смеется» — многоходовка, в которой поле сражения — не шахматная доска, а судьбы людей. Разных. Добрых и порочных. Плебеев и знати. Все многократно будет перемешано. Все внезапно и непредсказуемо меняется (режиссер Нина Чусова). Злою чужой волей или волею обстоятельств. Но главное — только «наши поступки могут вознести нас до небес или свергнуть в пропасть». Если это и не фраза самого Гюго, мудреца возрожденческого масштаба, то вполне в его духе (либретто Александр Шишов). Хотя в спектакле визуализированы и прямые цитаты писателя. Одна из них — «Не всякий огонь есть свет, ибо свет — истина, а огонь может быть вероломным. Вы думаете, что он освещает, а он испепеляет». Фраза на все времена. Отражающая и день сегодняшний.

Гуинплен (Андрей Опольский) в какой-то момент поверил ложному свету. И вознадеялся, что, войдя в палату лордов, может сделать что-то конкретное и полезное для простолюдинов, с которых сдирают налог даже на воздух. Прозрение наступило тут же.

Каждый в этой истории имеет свое «преступление и наказание». И герцогиня Джозиана (яркая, эпатажная и точная работа Светланы Ячменевой), и бастард лорд Дэвид (актерское обаяние Евгения Елпашева создает глубокое, «двойное» дно для героя-подлеца), и доверенное лицо королевы Баркильфедро (в этой роли неистощимого лицедея по жизни, лексически остроумного и актуального, интересен Игорь Ладейщиков), и сама правящая королева Англии Анна Стюарт (в очередь ее играют мастера Свердловской музкомедии Светлана Кадочникова и Татьяна Мокроусова).

Театр следует тексту Гюго. Единственное, что сюжетно добавляет от себя, — диалог, которого нет в первоисточнике и не могло быть в принципе, — между королевой Анной и нищим бродягой Урсусом. Социальные «этажи» сошлись, скрестились. И каждый
по-своему комментирует происходящее. Зритель вправе позабавиться тому, что «быть не может» либо… вслушаться, встать на чьюто сторону, а то и задать происходящему собственные вопросы.

Диалог сцены и зала напрашивается, ожидаем. Нет, авторы не идут излюбленным нынче в театре путем ложной актуализации истории, перенося ее в сегодняшний день. История Гюго остается в XVII веке, зато текст таков, что кто бы возразил ему сегодня? Например, фраза «Рай богачей создан из ада для бедняков» или пассаж про бесполезность «госаппарата».

Вся «социальная турбулентность» — хоть прошлых, хоть нынешнего веков — в музыке Сергея Дрезнина, единственного постоянно живущего на Западе композитора, который успешно работает в жанре мюзикла. По признанию самого С. Дрезнина, спектакли в Свердловской музкомедии («Екатерина Великая», «Яма») — вехи его жизни: «после них она идет по-другому». Но если прежде композитора знали как одного из создателей жанра исторического мюзикла, горячо пропагандирующего в своих сочинениях «российскую тему», то на сей раз тема общечеловеческая, мировая. Любовь, ненависть, зависть, интриги — классик современного мюзикла решает их, сообразно сценической ситуации, в разных музыкальных жанрах: бурлеск, рэп, симфонизм. И только для главных персонажей Гуинплена и Деи (Ксения Устьянцева) оставляет одну интонацию — лирику. Их любовь претерпит испытание, закончится драмой, но в сравнении с другим ярким в спектакле чувством — циничной, корыстной страстью Джозианы и лорда Дэвида — она все равно останется светом. Тем самым, который освещает. Который — истина.

Как же не вспомнить брата нашего меньшего — собаку, которая играет в спектакле Волка?  Сегодня в проекте уже три «исполнителя» роли, и русский черный терьер Харви на премьере заслужил свои аплодисменты. Интуиция не подвела режиссера: Харви не переиграл актеров, чего обычно опасаются, но живой пес дал ощущение подлинной жизни главных персонажей истории — жизни простой, теплой, земной. Ранимой и вечной.

 

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!