В год своего 90-летия Свердловская музкомедия сама себе сделала вызов — задумала мюзикл, в основе которого реальная, к тому же уральская история. Место действия — Свердловск. Главная героиня — легенда спорта, четырехкратная абсолютная чемпионка СССР по художественной гимнастике Лилия Назмутдинова. Очевидно же: зритель будет сверять — факт и образ.
Правда, когда композитор Евгений Кармазин пришел в театр с идеей мюзикла, даже не все будущие создатели спектакля знали о легендарной гимнастке. Узнавание шло в процессе. Так же, наверное, будет и с некоторыми из зрителей: благодаря спектаклю узнают о выдающейся землячке. На то и был расчет. В год 300-летия Екатеринбурга композитор предложил, а театр согласился поставить не очередную историю про «княгиню», «графиню», «королеву» или «принцессу», а про женщину удивительной силы духа, которая бежала-торопилась на тренировки по улицам нашего города, отстаивала его спортивную честь, даже когда тренер и врачи говорили: «Побереги себя», и чье имя носит сегодня школа художественной гимнастики в Екатеринбурге.
Забавно, но первый напрашивающийся после спектакля (режиссер Филипп Разенков) эпитет — родной. В радионовостях, что создают на сцене ауру времени, звучат названия «Уралкабель», Трансмаш, Уралмаш. Визуальный ряд — узнаваемые фасады спорткомплекса «Динамо», Свердловской филармонии, Дворца молодежи. Даже скульптура девушки с веслом, создание Ивана Шадра, — «привет с Урала». А завязывается сюжет на Свердловской киностудии: выпускник ВГИКа Лев (Евгений Елпашев) приезжает по распределению, и первое задание — снять короткометражку о гимнастке Лилии (Анастасия Ермолаева).
Это абсолютно уральский полёт. В лучших традициях Свердловской музкомедии мюзикл создавался конкретно под этот театр, исключительно собственными творческими усилиями. Композитор — екатеринбуржец, и автор либретто тоже: Олег Богаев, известный драматург, главный редактор журнала «Урал». Все создавалось здесь и сейчас, с перманентным обращением к судьбе знаменитой гимнастки, кинохронике ее выступлений, интервью.
Понятное дело: спектакль — не газетный очерк. Он допускает и даже предполагает фантазию: для создания художественного образа, обострения интриги. Хотя в судьбе Лилии Назмутдиновой драматических коллизий и без того хватало: создание гимнастических программ, в которых она была единственной (например, выступление с двумя обручами), травма, прощание со спортом, трудное рождение собственной школы художественной гимнастики, чему если не препятствовали, то и не помогали чиновники. И все это вошло в мюзикл. Составило его драматический каркас. А вот лирическая история как раз придуманная, но именно — история: с отсылом к военному детству героини, со своей драмой и надеждой. Конечно — с любовью. Но как же в мюзикле без любви?..
В спектакле — крепкий баланс между фактами и вымыслом, реальными героями (Фидель Кастро с предложением открыть школу гимнастики на Кубе!) и придуманными, между драматическим и смешным (нельзя не оценить образ-цитату из «Карнавальной ночи»: только там дурак-бюрократ был Огурцов, а здесь Арбузов. В любом случае — интеллектуальный овощ). И хотя в стиле советских времен некоторые реплики героев наивны и прямолинейны, но есть словесные пассажи почти притчевые. Например, совет тренера (Надежда Басаргина) Лилии, которая отчаялась «пробивать стену чиновничества»: «Жизнь сложнее спорта. В спорте есть правила, а в жизни каждый играет свою игру». Зрители с пониманием реагируют аплодисментами. Что касается музыкального содержания, пара-тройка мелодий «Полёта» точно станут хитами.
У мюзикла с реальной уральской историей и сценическая судьба особая. По определению. Может, видели в городе трамвай с логотипом Школы «ЛИЛИЯ», портретами четырех сестер Назмутдиновых? Трое из них здравствуют, были на премьере. А юные гимнастки в спектакле — не актеры, а воспитанницы Спортивной школы династии Назмутдиновых «ЛИЛИЯ», многократные призеры престижных соревнований по гимнастике.
И еще однажды сцена и жизнь удивительным образом пересеклись благодаря «Полёту». В мюзикле на открытие спортивной школы в Свердловске ожидают Юрия Гагарина, только что совершившего свой исторический полёт. На премьере неожиданным гостем стал Герой России, пожалуй — самый известный сегодня пилот Дамир Юсупов. Между зрителями пробежало и уже стало мемом: он точно знает толк в Полёте!
Ранее «Областная газета» писала о том, что в Свердловском театре драмы состоялись спектакли для «особых» зрителей.