https://rg.ru/2022/05/30/v-ekaterinburge-zavershen-konkurs-molodyh-artis...
Восьмой по счету конкурс артистической молодежи, работающей в жанрах оперетты и мюзикла, завершился в Екатеринбурге, как всегда, бравурно, ярко, триумфально: парад талантов, слетевшихся в уральскую столицу со всей страны, вихри волшебной музыки, молодая энергетика.
Прошел третий тур, и для передышки за рояль сел глава жюри Максим Дунаевский, который в этом театре не гость, а соучастник многих его взлетов, и в компании с екатеринбургскими артистами – пора-пора-порадуемся! - спел свои популярные хиты, им подпевал весь зал. Он же вручал призы, а тем, кто остался без наград, посоветовал не огорчаться, а сесть, хорошо подумать и, не останавливаясь, обязательно идти дальше. Число участников конкурса, подчеркнул он, было рекордным - 121 человек: "и мы в жюри уже примечали талантливых артистов, которые составят будущее жанра. Так что этот конкурс – в сущности, большой кастинг. Он уже стал стартом для очень многих теперь знаменитых артистов Свердловской музкомедии и других театров страны. Очень важный конкурс для всей театральной жизни!"
К этому делу серьезно относятся и местные власти: город театральный, музыкальное творчество здесь холят и пестуют, и конкурс проводится целиком за счет областного бюджета при активной поддержке губернатора и министерства культуры.
Праздник отгремел, время подумать о том, какие тенденции он выявил. Так вот, похоже, мы присутствуем при окончательном угасании целого театрального жанра. В этом году фестиваль "Золотая маска" не предъявил ни одной оперетты. На афишах она редкий гость, огромный ассортимент ее сокровищ сократился до трех-четырех живучих названий: "Принцесса чардаша", "Веселая вдова", "Летучая мышь"… что еще? На моей памяти только вечный экспериментатор Свердловский театр музкомедии еще пытался рисковать – ставил популярнейших в мире, но неведомых у нас Гилберта и Салливана ("Микадо"), полузабытого Зуппе ("Боккаччо"). Жанр умирает?
Ответят: на него нет спроса. Но когда дают Кальмана или Штрауса, залы полны, к тому же спрос формируется качественным предложением. А с предложением и особенно с качеством проблемы: нужны не разовые успехи, а полноценная жизнь жанра; нужны голоса оперного класса, а выпускники консерваторий к оперетте относятся без энтузиазма – хотят оваций больших оперных залов. Ведущие театры ставят мюзиклы или жанровые новообразования типа "Фомы" по песням Шевчука в Новосибирске и запланированного в Екатеринбурге зонг-шоу по песням группы "Чайф", которыми надеются привлечь вскормленную роком публику. "Фома" стал триумфатором "Маски" - то есть и главный театральный конкурс готов поддержать тенденцию, ведущую театр в тупик: музыка становится все более неприхотливой.
На екатеринбургском конкурсе эта тенденция угасания проявилась наиболее парадоксально. Его программа сложена по заявкам участников, и среди них лидировала именно оперетта. Здесь больше сильных конкурсантов, много отвязной, хотя не всегда удачной импровизации, присущего жанру комического «хулиганства», который и делал его живым, любимым. А главное, звучала настоящая музыка, требующая вокального и актерского мастерства. Но именно в этой номинации жюри не нашло, кого наградить первой премией: угасает жанр, но сначала угасла школа.
Вдруг обнаружила дефицит музыки номинация "Мюзикл". Шел материал усредненный, без индивидуальности и мелодических изысков. Лишенные обрамления в виде сценографии и спецэффектов, исполненные людьми без голоса, иногда даже слуха, эти номера выглядели конвейером штамповок. Итог: седьмой раз подряд на этом конкурсе не присуждается Гран-при.
Уцененные навыки сказываются на общем уровне музтеатров. Например: оперетту поют без микрофонов – но актеры уже привыкли быть громогласными без усилий, и диалоги не были слышны. Заметно недоверие к жанру: в опереточном конкурсе мы слушали не только Кальмана, но и Россини – это что, предвестие поры, когда оперетта сохранится только в виде комической оперы? Как в XIX веке?
И несколько слов о хозяевах поля – Свердловском театре музкомедии, на двух сценах которого все происходило. Восьмой конкурс стал первым, проведенным без его создателя и вдохновителя, человека-легенды Михаила Сафронова, директора театра и автора многих блистательных проектов. И конкурс, и сам театр сейчас на распутье: здесь учреждена должность худрука, которым стал молодой режиссер Филипп Разенков, а многолетний художественный лидер труппы Кирилл Стрежнев остался главным режиссером. Театр пока в отличной форме, в нем сильная труппа и хороший оркестр, ведомый такими мастерами, как Борис Нодельман и Антон Ледовский. Но взятый им в последнее десятилетие мощный разбег прерван накатом драматических обстоятельств, и хрупкое существо, которым всегда является театральное чудо, вступило в пору опасностей. Из-за санкций и связанных с ними лицензионных трудностей стали невозможны некоторые уже начатые проекты, и новая художественная программа пока в тумане. Как сложится судьба прекрасного театра, будет ли продолжена его традиция преемственности художественного руководства, интеллигентности и культуры – покажет ближайшее будущее.
Комментируют члены жюри
Нина Чусова, режиссер
Уже не впервые жюри не нашло ни одного участника, достойного Гран-при. Все так плохо?
Нина Чусова: Пандемийные посиделки у себя дома сказались на творческой форме. Не было практики – и все остановилось, даже есть откат назад. Теперь нужно все это счищать и начинать сызнова – объяснять, зачем актер пришел в театр и что там нужно делать. Как точно сказала коллега по жюри Лариса Барыкина, многие пришли не на конкурс, а на шоу «Голос», где нужно погромче проорать. Поэтому не было лидеров, когда и глаз не оторвешь, и слушать – наслаждение. И удивил несерьезный подход: берут хороший материал и переделывают его под капустник. Яркий пример – щедро одаренный Андрей Опольский: в первом туре он блестяще спел из «Баядеры» и имел отличные шансы, но во втором решил петь Фигаро, по ходу дела надевая шинель, втискиваясь в сапоги и сбривая усы. Это сбивало вокал, но главное – о чем это, зачем это? Жюри оценивает актера еще и по тому, как он понимает образ, но вместо серьезного понимания профессии возник неожиданный инфантилизм. И первые места заняли студенты - они оказались вдумчивей. Скажем, Александр Шарабарин из ГИТИСа, очень тщательно разработавший свой номер из «Шахмат» (он стал триумфатором вечера, получив, кроме II премии от жюри, премию СТД и Приз зрительских симпатий - ред).
Какой вы видите дальнейшую судьбу оперетты и мюзикла?
Нина Чусова: Если не появятся энтузиасты, которые выведут оперетту на новый уровень, – да, она может умереть. Был великолепный опыт с «Сильвой» Дмитрия Белова в Екатеринбурге – все зазвучало свежо, современно, увлекательно. Но продолжения пока нет. А мюзикл стал бизнес-проектом. Не для души - для продажи. Не произведения, а товар. Композитору заказывают музыку – а он просит прислать референс. Но ведь нужен оригинал, а не референс, фактически повторение, где переставят четыре ноты – и готово! Поэтому выходят спектакль за спектаклем, но все кажутся одинаковыми.
Леонид Кипнис, директор и худрук Новосибирского музыкального театра
Леонид Кипнис: Мы здесь увидели много интересного: звучали мюзиклы, незнакомые даже членам жюри. Что касается оперетты, ее исчезновение из репертуара прискорбно: там превосходная музыка, которую охотно исполняют и оперные звезды. Считать ее анахронизмом несправедливо. Но молодежь предпочитает мюзикл – там более простая и близкая ей музыка. Ведь оперетта выросла из комической оперы, ее создавали выдающиеся мелодисты, а массовый мюзикл, если не говорить о классике жанра, ориентирован на более примитивные музыкальные стили. Но главная проблема оперетты – в либретто. Вот написали Эрдман и Вольпин новую пьесу к «Летучей мыши» - и она не думает умирать. Алексею Иващенко драматизировал сюжет «Сильвы» - и возник отличный современный спектакль. Но авторы не хотят писать «в стол», пишут по заказу – а заказов нет.
В Новосибирске публика ходит на оперетту?
Леонид Кипнис: Наш принцип: театр развивается экспериментом, а сохраняется традициями. Поэтому в оперетте стараемся держать уровень: делаем интересные аранжировки, корректуры в либретто, работаем с хорошими режиссерами и сценографами. Но есть беда: уровень образованности молодежи упал, приходят люди, не имеющие понятия о том, что создавалось до их рождения – о литературе, о музыке, у них нет навыков углубляться в культурные пласты. И приходится думать о повышении информированности даже наших сотрудников - чтобы они могли работать с публикой.
Итоги VIII конкурса имени Владимира Курочкина
ОПЕРЕТТА. I премия не присуждена. II премия – Ирина Лесных, Сергей Рязанов (Москва). III премия – Алина Шайхеева (Новосибирск), Роман Вокуев (Петербург), Степан Волков (Самара).
МЮЗИКЛ. I премия – Станислав Баксараев (Краснодар), Светлана Павлова (Екатеринбург). II премия – Александр Шарабарин (Железногорск), Мария Паротикова (Москва). III премия – Дмитрий Воробьев (Москва), Ксения Шабалина (Сыктывкар).