Предыдущий фестиваль «Золотая маска» и церемония вручения одноименной Национальной российской театральной премии стали заложниками пандемии. Награды вручили онлайн и не так давно, в ноябре. Большую часть спектаклей в Москве показать не удалось, и теперь некоторые из них заявлены в рамках информационной программы. «Золотая маска» начала новый отсчет. В Москву приехали театры из Екатеринбурга, Архангельска, Санкт-Петербурга.
Помимо конкурсных показов существует программа «Маска плюс». Считается, что в нее попадают спектакли, которые хотели, но не смогли включить в конкурс из-за переизбытка номинантов. Таковым оказался «Лавр», поставленный Борисом Павловичем в Театре на Литейном в Санкт-Петербурге. Это самая первая сценическая версия романа Евгения Водолазкина. Премьера состоялась в 2019 году, но ее поглотил карантин.
Давно уже не было в современной российской литературе такого произведения, которое вызвало бы столь мощный резонанс у читающей публики. Его герой - средневековый врач, обладающий даром исцеления. Он путешествует по земле и пытается найти ответы на волнующие человечество вопросы, волшебным образом спасает раненых и немощных людей, но свою возлюбленную от смерти не убережет. Через потерю обретет невероятные возможности и попытается прожить жизнь за двоих. У героя четыре имени и два прозвища, одно из них Врач. Но он больше, чем врач, поскольку выходит за пределы возможного. Раны затягиваются от его касания. Кто-то считает, что он бессмертен, если вообще человек, а не святой.
Театром сделана не вполне привычная и не просто разбитая на диалоги инсценировка. Роли не распределены классическим образом, а перетекают одна в другую. Спектакль идет 3 часа 50 минут. По нынешним временам – слишком долго, громоздко. Но никто никуда не спешит. Для того, чтобы осмыслить «Лавр» требуется остановка.
Борис Павлович читал с актерами роман, и вместе они выбирали то, что им по-человечески близко. Только потом сложилась драматургическая основа, автором которой стала Элина Петрова. Теперь в присутствии зрителей актеры читают фрагменты романа, примеряя разные роли, но сохраняя при этом дистанцию «от третьего лица». Сцена наполняется потрескиванием, поскрипыванием, песнопениями. Разноголосица напоминает настраивающий инструменты оркестр. Актеры пытаются рассказать о взаимоотношении человека и бога, понимая, что для этого требуется расстояние. Вот и оглядываются герои сегодняшнего дня на Средневековье, а оттуда смотрят в наше настоящее.
Среди вполне советских людей, одетых во что-то скучно-обыденное, появляется флорентиец в ярком костюме, годящемся для пьесы Шекспира. Играющий его Александр Безруков, обладающий неповторимой актерской индивидуальностью, кажется безумным видением. От него шарахаются как от чумы или инопланетянина. В финале первого действия он остается на сцене в полном одиночестве. Брожение времен происходит у бетонного советского забора. Три эпохи сошлись, а люди, не меняются. Елена Ложкина, Ася Ширшина, Дарина Одинцова, Роман Агеев и другие актеры прекрасно чувствуют поэтику и смысл текста, не присваивая себе героев. Разговоры про средневековый мор и исцеление мгновенно откликаются в зале. Кто бы мог такое предположить? Только стойкость и вера способны спасти.Герои Водолазкина переосмысляют жизнь через боль, задумываются о самом важном на пороге смерти.