Алхимия соблазна
В окно Джакомо Казановы врывается гусар, оказавшийся переодетой красавицей Генриеттой. Она покорит пылкого итальянца, но однажды таинственно исчезнет, и разлука с ней превратит безутешного Джакомо в самого беспощадного сердцееда Европы...
Эту историю Марина Цветаева обнаружила в мемуарах самого Казановы — и на свет появилась ее пьеса «Приключение». Прошло ровно сто лет, и цветаевская пьеса стала основой для мюзикла композитора Карлиса Лациса и режиссера Алексея Франдетти «Казанова», мировая премьера которого состоялась летом. Сейчас спектакль можно увидеть в афише Свердловской музкомедии. «Я Покупаю» встретился с солисткой Свердловской музкомедии и исполнительницей роли Генриетты Юлией Дякиной, чтобы узнать, в чем секрет соблазнительности Генриетты, понять, что театральные костюмы похожи на кутюрные по сложности и качеству исполнения, и что костюмы для «Казановы» настолько уникальны и детализированы, что их фотографии заинтересовали итальянский Vogue и заслужили публикацию на сайте самого известно глянца и на сайте Музея современного искусства Сан-Франциско.
Каждый костюм постановки выглядит настоящим шедевром, особенно для меня, простого зрителя…
Да, когда мы познакомились с Викторией Севрюковой, художницей по костюмам, работающей в том числе с Большим театром, она сразу показала, что костюмы — буквально искусство, надетое на тебя. Постановка «Казанова» — это эпоха рококо со всеми ее канонами. В спектакле есть два «цирковых номера» с переодеваниями как раз чтобы показать, из чего состояли наряды, показать детали костюма — корсет, фижму, юбку-пену, нижнюю юбку платья и само платье. Плюс украшения, плюс смена париков, плюс туфли «голубиная лапка», уменьшающие ногу и соответствующие моде того времени. И все создавалось для спектакля вручную! Даже белье! Часто театральные костюмы потрясающе смотрятся издалека, а вблизи — неважно. В «Казанове» эдакий киношный вариант: все вещи можно бесконечно рассматривать вблизи, и каждый раз замечать новые чудесные детали. Мое любимое бальное платье Генриетты самое тяжелое — весит 10 килограмм, однако именно в нем и приходится бегать больше всего!
А корсеты на вас настоящие?
Абсолютно. Поначалу в них было просто невозможно! Но Виктория сказала, что раз Большой театр работает так, то и мы сможем. Действительно, смогли. Причем во время репетиций в тяжелых костюмах я похудела, корсет стал значительно свободнее, приходилось даже ушивать.
А вы как-то участвуете в создании костюмов или, может, изучаете их?
Конечно! Я тщательно изучала эпоху, для вдохновения смотрела много соответствующих фильмов — «Опасные связи», «Честная куртизанка»… Подмечала жесты, осанку, положение головы с тяжелым париком, все детали. Вы знаете, например, юбку любого платья рококо нельзя поднимать двумя руками, потому что так будут видны все слои — а это неприлично, это же нижнее белье. Также я узнала, что на платьях много украшений именно спереди, потому что все они делались для короля — ты стоишь к нему лицом и показываешь все самое красивое и богатое. Платья тех времен намеренно определенным образом искажают женскую фигуру за счет корсета, фижм и формы декольте. Нам приходилось вносить некоторые коррективы, чтобы такое искажение фигуры красиво смотрелось из зрительного зала: нижние пенные юбки бесконечно дошивали, чтобы придать платью нужную форму. Уходило до 30-ти метров ткани! Виктория делала все костюмы конкретно под нас с Анастасией (вторая актриса, играющая Генриетту — прим. ред): например, у нас различается цвет глаз, так что детали у наших костюмов тоже отличаются.
В какой момент перед спектаклем вы надеваете костюмы?
Мы приходим, распеваемся, проверяем микрофоны и идем готовиться. Сначала накладываем макияж — он тоже соответствует эпохе рококо: выбеленное лицо, маленькие губы, отсутствие бровей, определенные цвета теней. Я целиком меняю макияж во втором акте: если в первом — розовые тени и легкие губы, то во втором — жесткие фиолетовые смоки-айз, фиолетовые губы.
В вас что-то изменила эта роль?
Я редко чувствую себя настолько красивой — буквально утонченной статуэткой, мягкой, кружевной. Тем не менее, Генриетты есть три грани — девочка-мальчик, девочка-гусар в начале, потом влюбленная женщина и королева-мать в конце. И вот если с самой первой гранью, девочкой-мальчиком, мне было легко, то уже с женщиной пришлось повозиться. Но тут пришла на помощь Виктория и ее костюмы. Костюмы вообще очень сильно помогают: иногда именно надев костюм и посмотрев в зеркало, понимаешь, что за персонаж и какой у