Свердловская музкомедия дала крен. Театр-юбиляр корректирует предпочтения: Сильва vs "силиконовая дура"
Свердловская музкомедия дала крен. Театр-юбиляр корректирует предпочтения: Сильва vs «силиконовая дура»
Ирина Клепикова
Из 360 постановок за 85 лет истории Свердловской музкомедии 87 – мировые премьеры. В том числе и «Казанова» (по пьесе Марины Цветаевой) – последняя премьера театра. Фото: Юрий Богомаз
20 августа театрализованным концертом «Вальс и только вальс» Свердловская музкомедия, театр-юбиляр этого года, откроет сезон. Сбор труппы накануне, как водится, обозначил планы. При этом руководство театра открыто заговорило о том, что у признанного лидера жанра – проблема. Театр дал крен. Боже упаси от аналогии с «Титаником».Тем не менее для дальнейшего успешного курса надо выправлять баланс.
Кальман в... 34 вариантах
Каюсь: и мы, пресса, «добавили градуса» в крен. Радуясь, что театр отказывается от жанрового нафталина (перья, веера, кринолины), хвалили эксперименты Свердловской музкомедии с современной темой, иной интонацией. Не «лёгкий жанр» – а «театр музыкальной трагедии». Отлично. Ново. Глубоко. Заслуженно хвалили. Меж тем театр сам почувствовал: необходимый баланс между опереттой и современным мюзиклом утрачен.
Смотрите также
К выборам в гордуму Екатеринбурга напечатают более 1,5 миллиона бюллетеней
– Мюзикл, конечно, востребован: поднимает актуальные проблемы, энергичен, – комментирует для «Облгазеты» директор Свердловской музкомедии Михаил Сафронов. – Все композиторы и либреттисты хотят работать в нём. Даже классику умудряются переделать в мюзикл. А жанром оперетты никто не хочет заниматься. Да, старые тексты не выдерживают критики, требуют обновления. Но нельзя перегружать общество проблемами ещё и со сцены. Оперетта необходима! Зрителю – как возможность отдохнуть, а солистам – поблаженствовать голосом...
Никто не собирается разворачивать «корабль» музкомедии ровно до наоборот. Премьеры сезона – на разного зрителя и вкус: от спектакля «Смех Лангусты» про Сару Бернар, «Знойных мамочек», где будет занято в основном старшее поколение актёров, до детской постановки «Красная Шапочка энд Серый Волк» с чудной музыкой чудесного Евгения Крылатова. Но премьерных доминант – две: «Моцарт vs Сальери», комическая опера в мюзикловом исполнении (вот, и мюзикл никуда не делся) и «Сильва». За 85 лет «Свердловской музкомедии Сильва» появится на сцене театра в девятый раз. Музыку Кальмана можно, конечно, слушать и в 999-й раз, а вот манерность диалогов – уж точно, тот самый «нафталин». Дабы избежать его, режиссёр-постановщик Дмитрий Белов нашёл и изучает 34 постановки «Сильвы» разных лет и театров. Не для того, чтобы скопировать, а для «возбудить воображение». А сочинить новое либретто приглашён Алексей Иващенко (помните мюзикл «Норд-Ост»?).
– Хотим осовременить «Сильву», – говорит Михаил Сафронов, – но не короткой юбкой или, извиняюсь, голой задницей героини, чем промышляют иные театры. Должны появиться современные смыслы. И музыка должна приобретать современные аранжировки. Но смысл – прежде всего. Иначе можно до бесконечности тиражировать «Летучую мышь» или «Принцессу цирка». Только кому это надо?..
Ждут Большой, Таганка и... заводские цеха
Театр получил приглашение из Донецка. На гастроли. Пока не может ответить согласием, поскольку при объективных трудностях гастрольной деятельности он и так не засидится дома в новом сезоне. Уже в сентябре – Москва, фестиваль «Видеть музыку» («Декабристы» на Новой сцене Большого театра и «Эвита» на сцене Таганки). Под занавес сезона – уже, что называется, «решено и подписано» – гастроли в Крыму. После первого выезда театра в Тавриду в 2014 году теперь три города, Севастополь–Ялта–Симферополь, ждут уральцев. А ещё со спектаклем «Екатерина Великая» театр претендует на участие в проекте «Русские сезоны в Германии» – вместе с Мариинкой и Большим театром...
Возможности выступить на главной сцене страны Свердловская музкомедия добивалась лет двадцать. Острые на язык комментируют: «Да всё нам намекали – мол, физиономией пока не вышли, но вот – сподобились». Билетов на мюзикл «Декабристы» в кассах Большого давно нет. И театр резонно гордится столичными перспективами. Представить свою эксклюзивную «Эвиту» в легендарной Таганке – удача, полагаю, тоже не меньшая.
Меж тем наибольшее возбуждение в театре – в отношении гастролей по области. Можете даже не поверить, но это так. Вспоминаю 2014-й, Год культуры в России, главным пафосом которого, по мысли Президента, была доступность высокой культуры для самой отдалённой глубинки. Мы провели тогда в «Облгазете» круглый стол на эту тему и в числе прочего говорили о необходимости вернуться к замечательной «советской» идее «поездов искусств». Из титанов уральской культуры, присутствовавших на встрече, Свердловская музкомедия пока единственная взяла и реализовала замысел. В прошлом году театр уже проехал по региону.
– То, как принимали, незабываемо, – вспоминают в театре. – В таких городах, как Ивдель, впервые воочию, рядом видели артистов. Площадками становились дома культуры, музеи, даже заводские цеха. Где-то был спектакль или концерт, где-то – просто разговор о театре. Но запланированное время проходило, а люди не расходились...
В свой юбилейный сезон театр выедет по области на целый месяц! Маршрут определят сами города региона – по принципу: кто хочет и готов принять.
А Донецк?! В этом сезоне – никак. Но возможность выезда рассматривается.
«Нас не все любят, но...»
... но все интересуются» – заканчивает фразу с улыбкой главный режиссёр театра Кирилл Стрежнев, говоря о предстоящем юбилее. Уже известно: ожидается около 150 гостей, представителей музыкальных театров России и зарубежья, для которых юбилей Свердловской музкомедии – не просто шанс побывать на празднике у коллег, но возможность на площадке театра, лидирующего в жанре, обсудить проблемы этого самого жанра. Ведь и жанровый «перекос», и отсутствие в России стратегии гастрольной деятельности, и т.д. – проблемы общие. Театры бьются с ними в одиночку, уповая больше не на помощь федеральных структур и законодательство в культуре, а на собственный энтузиазм, риск и... опыт коллег. Тех, что уже рискнули.
Готовность к экспериментам – тренд многих десятилетий истории Свердловской музкомедии. В зависимости от времени эксперименты лишь меняют направленность. Что актуально сегодня? Какие серьёзные темы уместно поднимать в «лёгком» жанре? Как работать театру с современными авторами? Можно ли «изобретать» в режиссуре, быть зрелищем, но при этом не потерять смыслы на сцене?.. И ещё десятки вопросов будут подняты на Международном форуме «От практики к совершенству», который станет главным профессиональным событием юбилейной недели с 11 по 17 ноября. Как никогда – много круглых столов, как никогда – разнообразны мастер-классы.
В юбилейную неделю театр покажет все спектакли-эксперименты, что сегодня в репертуаре – «Декабристы», «Бернарда Альба», «Яма», «Орфей и Эвридика», «Эвита»... Предполагается: гости, коллеги увидят, обсудят, оценят, а уральцы смогут ещё раз порадоваться. Доставить удовольствие зрителю, сделать праздник – другая сверхзадача юбилейных торжеств. По Станиславскому, с лёгкой руки которого термин вошёл в сценическую практику, сверхзадача у роли, театрального события может быть только одна. На то и сверхзадача. Но вот тут, извините, как-то так: секреты и проблемы ремесла важнее для практиков театра, наслаждение – для зрителей. И во имя последнего театр тоже старается. Юбилейная неделя, парад лучших спектаклей откроется большим представлением «Счастливое место», а завершится концертом, в котором на момент открытия занавеса никто не будет знать, что получится. На весь вечер сцена отдаётся гостям, их театральным сюрпризам. Только если для зрителей это будет релакс, то для профессионалов – повод продолжить размышления о метаморфозах жанра.
Опубликовано в №145 от 15.08.2018 под заголовком «Музкомедия дала крен»