Викс. Ставший единственным.
Ставший единственным.
? А мое путешествие по стране между тем продолжалось. В сезоне 1931/32 года я устроилась работать в оперетте, находившейся в системе Государственного объединения Московской эстрады и цирка (ГОМЭЦ). С этим театром объездила многие города Украины, Поволжья, а потом попала в Ленинград. В нескольких местах приглашали в оперу, но я уже не могла, не хотела расстаться с полюбившимся жанром. Тогда же я получила приглашение перейти в недавно созданный (в 1929 году) Ленинградский театр музыкальной комедии и осенью 1932 года стала солисткой этого коллектива. Видную роль в нем играл А.Н. Феона.
Человек высокой интеллигенции и порядочности, тонкого вкуса, прекрасный профессионал ? режиссер и актер, Алексей Николаевич Феона был фигурой, наверно, недооцененной. Я очень счастлива, что встречалась и работала с ним. Он запомнился мне и как благородный, добрый человек, воспитавший, кстати, прекрасного опереточного актера, отличного вокалиста А.А. Феону.
А рутина на сцене давила искусство. Даже самые талантливые актеры не привыкли думать об ансамбле, об общем звучании спектакля. Героинь было до десятка, и одна была королева бриллиантов, другая же? да что говорить! Каждый в труппе умел отстаивать свое положение и не хотел пускать молодых. Это я вскоре почувствовала на собственном опыте после того, как сценически костюм (шаровары), мне залили чернилами, чтобы я не смогла выйти на сцену. И то сказать, или я в 21 год пела Елену "Прекрасной Елене", или Невяровская, которой было под 60! Естественно, режиссура стала все чаще занимать меня в спектаклях. Публика начала спрашивать: "Девочка эта сегодня поет?" Об этом же, как я узнала, спросил и Сергей Миронович Киров (после чего администратор мне сказал: "Иди и проси прибавку!" Я верила, что несмотря на все неприятности, моя жизнь в труппе постепенно наладится, и вдруг ? сюрприз. Весной 1933 года А.Н. Феона вызвал мня к себе в кабинет и познакомил с людьми, приехавшими из Свердловска. Оказалось, уральские партийные руководители реши создать в этом городе постоянный театр музыкальной комедии. Свердловчане приехали в Ленинград к Феоне с просьбой поставить первый спектакль ? "Роз-Мари". А.Н. Феона согласился и предложил нескольким актерам, в том числе и мне, уже исполнявшей роль Роз-Мари, поехать с ним в Свердловск во время отпуска.
По существу, в Свердловске встретились три разных творческих коллектива, которым надлежало создать единый ансамбль: разъездной театр, гастролировавший по Украине, москвичи и мы. Участниками первого спектакля, положившего начало новому театру, были: я ? Роз-Мари, П.Емельянова ? Ванда, Е.Неволина ? Жанна, Н.Дашковский ? Джим, С.Дыбчо ? полицейский Малон, М.Биндер ? Герман, В. Заволжин ? Авлей, Н.Мягкий ? Черный орел.
Первый спектакль, состоявшийся 8 июля, прошел с очень большим успехом. Все в нем вызывало интерес зрителей, начиная с художественного оформления, весьма смелого по тем временам.
Сцена была одета в неожиданный материал ? мягкую жесть, позволяющую создать изумительные цветовые эффекты. Основой сценической конструкции стал наклоненный в сторону зрительного зала полукруглый станок, смыкавшийся сзади с крышей из стела, наподобие тех, что можно вдеть в ателье художников. Через это стеклянное окно-потолок виднелись снежные горы, освещенные причудливым лунным светом.
Костюмы были удобны ля актеров, достоверны и красочны. Роз-мари, например, была облачена в куртку, юбку и меховую шапку с длинными ушами, довершали наряд рукавицы и мокасины. Такой костюм помогал чувствовать себя раскованно и свободно, а мягкая обувь способствовала легкой, "крадущейся", как у индейцев, походке.
Выразительно и в разных планах использовал балет балетмейстер В.Цаплин. Старинный менуэт, исполняемый в кринолинах, вдруг превращался в современный балет, а кринолины балерин поднимались вверх, как абажуры. Очень эффектно выглядел ритуальный танец индейцев с барабанами из второго акта ? "тотем-том". Энергичная смена ритмов, жгучий темперамент "индейцев", светящиеся маски в руках, утраивающие количество танцующих, а вереди ? солирующая Ванда, Полина Емельянова, увлекающая за собой весь ансамбль. А наш отпуск подходил к концу, и местное Управление зрелищных предприятий начало активные действия. А.Н. Феона к тому времени уже вернулся в Ленинград, а нас, труппу ленинградских актеров, пригласили в Уралобком ВКП(б) к первом секретарю Ивану Дмитриевичу Кабакову, который сразу покорил своей простотой, тактом и страстной любовью к Уралу и его людям. Нас убеждали остаться в Свердловске, однако и предстоящих трудностей не скрывали.
Я имела счастье выступать концерте на торжественном открытии первого цеха Уралмашзавода, так что наш театр и Уралмаш ? почти ровесники. Я никогда не забуду зрителей, собравшихся на концерт, их горящих глаз, их энтузиазма. Да и сам город, бурно строящийся, уже не казался таким серым. И я согласилась остаться в Свердловске, ставшим моей судьбой.