ПРЕССА
Испанские страсти, фламенко и женщины в «домашней тюрьме» – в Екатеринбурге впервые в России поставили мюзикл «Бернарда Альба»
01 марта 2016, Ольга Тарасова, Александр Саливанчук, ИА "Новый День"
Из клетки театрального лифта, символизирующего дом-тюрьму, журналисты увидели несколько сцен из будущего спектакля, в котором дочери Бернарды предстали как узницы колонии или работницы ткацкой фабрики. Зрителям, конечно, не удастся посмотреть на мюзикл из лифта, но и на сцене будет много сюрпризов – начиная от звучания редких, специально закупленных инструментов, заканчивая зажигательным фламенко и костюмами в виде застывшей лавы. Премьера спектакля состоится 4 и 5 марта. Мюзикл «Бернарда Альба», поставленный по пьесе Федерико Гарсиа Лорки, родился на Бродвее ровно 10 лет назад и сразу был назван «безупречным музыкальным спектаклем», «мюзиклом на века». Однако в России до сих пор «Бернарду Альбу» в репертуар ставили лишь драматические театры, музыкальную версию на русском языке впервые представляет Свердловская музкомедия. По сюжету, после смерти мужа Бернарда Альба объявляет 8-летний траур и заточает всех своих пятерых дочерей в закрытом доме, чтобы те шили себе приданое. Желая уберечь детей от всех невзгод мира, горделивая Бернарда стремится, чтобы даже дуновение ветра не проникло в дом, ставший для молодых девушек тюрьмой. Но чем сильнее сжимается кольцо запретов, тем яснее предчувствие драмы. Презентация для СМИ прошла в необычном формате. Журналистам предложили прокатиться по этажам Музкомедии на лифте, и через открытые двери посмотреть разные сцены из премьерного спектакля. На одном этаже за швейной машинкой поет о своих мечтах дочь Бернарды Магдалена, на другом страдает об утерянном женихе старая дева Ангустиас, на третьем прихорашивается младшая дочь Адела. Клетушка лифта символизирует тот самый дом-тюрьму, в который своих дочерей заточила Бернарда. Скрежет механизмов и лязг закрывающихся дверей только нагоняют жути. «Идея с лифтом – это то, к чему меня постоянно подталкивает наш художник-постановщик Тимофей Рябушинский – идти от того, что есть здесь и сейчас, быть незаштампованным. Я, когда приехал в театр, постоянно ездил на этом лифте, и вдруг понял – вау! это же и есть ощущение тюрьмы, закрытого пространства, в котором оказались девушки. А почему бы не сделать мюзикл в лифте? Но мюзикл в лифте мы сделать пока не можем, поэтому сделали хотя бы презентацию», – объяснил свою задумку столичный режиссер-постановщик Алексей Франдетти. К слову, и Рябушинский, и Франдетти в этом году номинированы на премию «Золотая маска». Конечно, многочисленных зрителей Музкомедии не получится разместить в лифте. Премьера «Бернарды Альбы» состоится на главной сцене театра. Но это не означает, что не будет никаких сюрпризов и неожиданностей. Во-первых, художник-постановщик хоть и выбрал минималистичную и светлую сценографию, но именно такой вид сцены должен навевать мысли о несвободе. «Решили сделать такие декорации, потому что испанский дом – он обычно светлый. Тем более девушки заточены в нем как в тюрьме, и все, что им остается, – это мыть стены и шить себе приданое, хотя все понимают, что никто из них замуж не выйдет. И вот эти стены, зашорканные до желтизны, – это отражает всю безвыходность их ситуации», – отметил Тимофей Рябушинский. Костюмы девушек продуманы до мелочей. Идя на испанскую драму, не стоит здесь ждать национальных юбок ярких расцветок, – история дочерей Альбы вынесена вне времени. На них советского типа комбинации, грубые фабричные халаты черного цвета, мужланская обувь. Но, конечно, испанские страсти невозможно передать без фламенко. Для того чтобы актрисы Музкомедии смогли уловить дух танца, почувствовать его суть, специально в Екатеринбург приезжала лучшая педагог по фламенко в России Ольга Пшеницына. И сегодня российских актрис сложно отличить от народных испанских танцовщиц. Кроме того, специально для спектакля закупили редкие испанские инструменты. Например, беримбау, который будет звучать в трагические моменты драмы. Несмотря на то, что «Бернарда Альба» – спектакль про женские проблемы, мужчинам тоже будет интересно, обещает режиссер. «Это человеческая история. Она близка и мужчине, и женщине, потому что всем нам в жизни не хватает любви – кому-то в большей степени, кому-то в меньшей. А эта драма как раз о недолюбленных людях, – говорит Алексей Франдетти. – Тем более в одной из сцен девушки танцуют в одних комбинациях. Вот тогда мужчины в зале должны оживиться и подумать, что не зря пришли». http://urfo.org/ekb/559271.html