Тюрьма в кружевах
В Свердловском театре музыкальной комедии это уже вторая громкая премьера за три месяца. В конце прошлого года в театре презентовали мюзикл «Веселые ребята», который очень тепло приняла и до сих пор принимает публика. Ждет ли «Бернарду Альбу» тот же успех, мы узнаем уже в эти выходные.
Пока же журналистам представили лишь небольшие отрывки, после просмотра которых составить полное впечатление, конечно, было сложно, но уловить дух постановки мы все-таки попытались.
Несмотря на то что в России добавить песен и танца в драму Лорки еще не пробовали, в мире мюзикл известен достаточно широко. Впервые спектакль был поставлен в 2006 году в Нью-Йорке, после чего премьеры продублировали в Лондоне и Будапеште. Автор музыкальной версии драмы — Майкл Джон Лакьюза, и чтобы премьера в Екатеринбурге стала возможна, театр купил права на использование текста и музыки, а режиссер Алексей Франдетти специально летал в Нью-Йорк для обсуждения с автором тонкостей постановки.
— История, которую мы хотим рассказать, на мой взгляд, близка всем, независимо от пола, — говорит Алексей Франдетти. — Да, все главные героини — женщины, но мужчинам драма будет также интересна. Ведь все мы с вами в определенные моменты испытываем недостаток любви, но иногда ее отсутствие — критическое для человека, и драма Лорки как раз о том, что происходит с людьми, когда им совсем не хватает любви. В свою постановку мы внесли свое видение текста, но от оригинала осталось достаточно много. Я бы, например, с удовольствием сделал мюзикл в лифте — его пространство отлично формирует ощущение тюрьмы, которое главное в постановке. Но возможностей для этого нет, поэтому мы сделали небольшие зарисовки специально для журналистов (одну из них можно увидеть в первой части видео), — рассказывает режиссер.
Испанскую драму, разворачивающуюся на сцене, прекрасно обрамляет колоритная, технически сложная музыка. В ней много испанского характера, страсти, напряжения, и дирижер мюзикла Антон Ледовский не скрывает, что работать с материалом было сложно.
— Чтобы передать настроение, нам даже пришлось купить специальный деревянный испанский ударный инструмент, который редко используется в музыкальных театрах, но дающий очень характерный звук, — рассказывает дирижер.
Подчеркивают драматизм истории и костюмы, над которыми работала дизайнер Анастасия Бугаева.
— Мы не стали делать испанские народные костюмы — решили ограничиться платьем и юбкой поверх с фактурой, как застывшая лава. Костюм Альбы отражает ее нутро и выглядит как сморщенная, смятая копирка. В одном из действий платья сменяются униформой — кружевными комбинациями, на которые надеты черные халаты, — это становится символом тюрьмы, в которую дочерей заточила Альба, — поясняет Светлана.
Костюмы дополняют хореографию, поставленную Ириной Кашубой. Работа началась с мастер-классов по фламенко, но сделано это было не столько для того, чтобы добавить характерность в движения, а прежде всего для того, чтобы актрисы смогли понять природу танца и суметь передать испанский нрав через язык тела.
На самом деле вся сценография спектакля работает на то, чтобы максимально подчеркнуть драму, разворачивающуюся в доме. После смерти мужа Альба объявляет восьмилетний траур, и властная материнская любовь, направленная теперь только на дочерей, оборачивается для них настоящей «домашней тюрьмой».
— Единственный шанс освободиться — выйти замуж, но девушки не в состоянии на это пойти. Они обречены навсегда остаться в доме матери, но, несмотря на все ограничения, их женственность, сексуальность все равно проявляется, и трагедии не миновать, — говорит художник по сцене Тимофей Рябушинский. — У нас мало мебели, деталей, я бы даже сказал, у нас очень скупая сценография — все направлено на то, чтобы создать напряженность, показать ограниченность жизни в доме.
Насколько московской постановочной команде удалось справиться с задачей и донести до публики трагизм жизни в «домашней тюрьме», где нет места любви, зрители узнают на премьерном показе, который состоится в пятницу, 4 марта.