Анатолий Бродский
Заслуженный артист России, сыгравший более пятидесяти ролей классического, советского и современного репертуара в театре и кино, в мае этого года стал лауреатом Свердловского областного конкурса театральных работ «Браво!» за роль Тевье-молочника в мюзикле «Скрипач на крыше».
Вы ожидали, что награда достанется именно вам?
Нет, для меня это было неожиданностью – и не потому, что я столь скромен, просто номинирован был сам спектакль, а не конкретные исполнители. Соответственно я, не возлагая никаких надежд, играл, как и все остальные. Если говорить о самой роли, то, безусловно, в моей творческой карьере она одна из самых важных. Наш главный режиссер однажды сказал: «В этом спектакле единственный персонаж, который разговаривает с Богом и зрительным залом одновременно – это Тевье-молочник». А так сыграть всегда не просто, тем более что я далек от этого персонажа в жизни. С одной стороны, нужно быть спокойным, с другой – взрывным и эмоциональным. Где-то юморить, где-то проживать драматические события жизни. Сложно, готовился долго.
Расскажите о своей работе в кино.
Я играл в сериалах и в полнометражных фильмах, но, по-честному, не могу себя назвать киноактером. Это абсолютно другая работа, киноактерская игра сильно отличается от театральной. В театре чаще требуется гиперболизировать эмоции, потому что мы играем не только на тех, кто сидит в первом ряду. В кино же можно говорить шепотом, не усложнять мимику, зритель и так увидит твой крупный план. В кино также важно сжиться с камерой, чтобы она тебе не мешала. Чтобы не мешали ни съемочная группа, ни все те многочисленные процессы, которые проходят на площадке. Это просто другая работа. Мне все же ближе театр.
Есть любимые российские актеры?
Владимир Машков. Еще Александр Домогаров, Евгений Миронов. Много хороших артистов. Вообще, считаю, что от внешности актера, от его самоощущения и жизненного опыта много что зависит. Должно быть соответствие отыгрываемой роли и внешних данных, особенно, когда ты играешь характерные персонажи или героев-любовников. На мой взгляд, сам актер должен быть мало того, что внешне привлекательным, он должен еще и опыт за плечами иметь, чтобы зритель ему поверил.
Как относитесь к актерам, которые настолько сильно вживаются в роль, что потом долгое время не могут из нее выйти, перенося игру в семью и жизнь?
Безусловно, при подготовке к роли важно максимально прожить характер игры, понять для себя, какой он будет – твой герой. Но не менее важно уметь выходить из игры. Если так в каждой роли застревать, можно с ума сойти. Все мы знаем примеры актеров, которые подрывали здоровье на фоне таких проживаний, к примеру, Юрий Яковлев, который после роли в фильме «Идиот» серьезно разболелся. Много и других примеров не только в России. В Америке есть случаи совсем трагические, когда хорошие актеры уходили из жизни по своей воле. Я же все-таки склонен разделять актерскую игру и жизнь, важно уметь не переходить эту грань. Степень честного проживания роли доказывает мастерство актера, а степень грамотного выхода из роли – мастерство жизни.
Если вам предложат сыграть двух героев, один из которых очень похож на вас в жизни, а второй кардинально отличается, за какую роль возьметесь охотнее?
Сейчас, скорее всего, возьмусь за того, который больше похож, чем не похож. Не потому что это проще, нет. Это ведь все равно буду не я. Может быть, в какой-то степени я просто устал от экспериментов. Себе я давно доказал, что умею быть разным, примерять маски и характеры. Я до сих пор нахожусь в поиске своей роли, но экспериментировать, доказывая себе что-то– это уже не про меня.
Вы знаете себя настоящего?
Самое трудное – говорить о себе. Безусловно, актерская профессия деформирует. Нужно иметь достаточную степень осознанности и профессионализма, чтобы не потерять себя. Если говорить о подготовке к роли, то придумывая и раскрывая характер героя, когда я добавляю что-то от себя, я почти всегда осознаю, что мое, а что требует игры. Но, думаю, все-таки да, я знаю себя настоящего.
Текст: Марина Емельянова.
Фото: Дина Кощеева.