Эпоха Курочкина
В ожидании начала церемонии открытия мемориальной доски духовой оркестр заиграл мелодии из оперетт. Иные из пришедших к театру с цветами заулыбались и даже попытались двигаться в такт. Немыслимое в иных, сходных ситуациях, на удивление, не показалось неуместным здесь. Событие, конечно, минорное. Но человек-то какой?! Режиссёр Владимир Курочкин изменил судьбу жанра оперетты в России. Да, впрочем, и сам этот жанр...
Он пришёл в Свердловскую музкомедию в 1946-м. Актёром. За 17 лет сыграл 50 ролей. Его называли «блистательным мастером острого рисунка роли», прочили завидное актёрское будущее. Но он сам собою распорядился. Стал режиссёром. Рисковал судьбой и карьерой? Наверное. Но на режиссёрском поприще он будет рисковать ещё не однажды...
Он был влюблён в лёгкий жанр, но не терпел легкомысленный. Поэтому, наверное, лет десять не ставил классику оперетты, прилагая неимоверные усилия к тому, чтобы привлечь к сотрудничеству с театром молодых композиторов и поэтов. Удалось. Либреттисты стояли в очередь в его кабинет (и это не сильное преувеличение). А из композиторов именно во времена Курочкина с театром начали работать Григорий Гладков, Вениамин Баснер, Юрий Милютин.
Он расширил сюжетно, содержательно территорию жанра. Его спектакль «Чёрная берёза» рассказывал о Великой Отечественной войне. В оперетте! Едва ли не впервые. А ещё во времена Курочкина на сцене появились — жили, пели, влюблялись, переживали — молодые ребята-строители и пожилые обитатели коммунальных квартир. Из малоизвестного ныне: Курочкин поставил памфлет «5 000 000 франков», созданный на основе кино-сценария Ильфа и Петрова, публицистический по духу «Калифорнийский сувенир», спектакль-диспут «Бородатые мальчики», музыкальную хронику «Белые ночи» — с подзаголовком «Последние дни Романовых»...
Эксперимент стал сутью его режиссуры. Он экспериментировал с темами: обратился к литературной классике и поставил Чехова и Мопассана. Рискнул вмешаться в традиции оперетты — и родился спектакль-концерт «Имре Кальман», а «Весёлая вдова» пошла на сцене с новым текстом либретто. Сам жанр он воспринимал как нечто живое, постоянно изменяющееся, был чуток к новациям, и первым вывел на российскую сцену мюзикл: «Чёрный дракон» Модуньо впервые сыграли именно в Свердловской музкомедии.
И только в одном он был творчески осторожен — в работе с труппой. Получив её из рук замечательного режиссёра Георгия Кугушева, он продолжал пестовать звёздный состав, селекционировать таланты. Создавал театр-дом. «Актёрский режиссёр от Бога» — это о нём.
Более 40 лет в театре. Почти четверть века на посту художественного руководителя. Десятки ролей. Около 50 поставленных спектаклей. Памяти легендарного режиссёра посвящён идущий и сегодня на сцене театра спектакль «Парк советского периода». В режиме биеннале с 2006 года в Екатеринбурге проходит Международный конкурс молодых артистов оперетты и мюзикла имени народного артиста СССР Владимира Курочкина. И вот — мемориальная доска...
А накануне на сцене Свердловской музкомедии, в юбилейном ревю, блистала вся труппа театра. Четыре часа музыкального действа, рассказывающего историю создания и развития театра. 44 музыкальных номера. Таланты — как на подбор. Многие пришли работать сюда ещё «при Курочкине»...