Отважные мужики
"Отважные мужики!" Кто-то из зрителей басовито выкрикнул это на весь зал и... осекся: в театре такое не принято. Но никто не зашикал. Не зыркнул возмущенно. Уже в следующее мгновение выходку "нахала" накрыл шквал аплодисментов. А не сцене стояли трое, еще полчаса назад едва ли представлявшие, что их ждет такой успех.
Тенора в театре - особая каста. Каких только восторженных эпитетов не существует на их счет. Самый красивый голос. Дефицитный. Сексуальный. Известны случаи (и не один, не два), когда пение тенора приводило слушательниц в обморочное состояние. И тут не отмахнешься: дескать, слабые нервы и повышенная женская чувствительность. Исключительность тенора среди всех певческих голосов признается даже в мужской вокальной компании. Словом, сочный, одновременно нежный и мужественный голос что-то вроде "persona gratissima" в театре. Самый желанный. Избранный.
А если на сцене - три тенора?
Дебют трио теноров Сергей Вяткин-Николай Капленко-Михаил Шкинев, солистов Театра музыкальной комедии Екатеринбурга, тотчас вызвал сравнение с "золотым международным трио" Доминго-Каррерас-Паваротти. И хотя уральцы настойчиво открещиваются от всяческих аналогий, искренне убежденные: "Куда нам до них?!" - все равно, нет-нет, да кто-нибудь спросит (наивно-простодушно, всерьез, а то и с подначкой): "Кто тут из вас - Паваротти? А кто - Доминго?".
Нет, у них вовсе нет подобных амбиций. Если и уместно говорить о творческом соперничестве, то разве что - внутри трио. Они "ведут" в театре примерно один репертуар, заняты в одних и тех же спектаклях, где играют "в очередь", практически никогда не бывают на сцене одновременно. А тут - такая возможность! Тем более, что тенор тенору - рознь. У каждого - свой диапазон, тембр, сила. Тут возможен такой роскошный парад вокала.
И они рискнули...
В Перми, во время нынешних летних гастролей, бисирую свое попурри, они - сбились. Кто-то начал петь не с того куплета. Искренне ошиблись - искренне поправились. И публика не то, чтобы простила или сделала вид, что не заметила ошибки. Куда там! Отбивающие ладони пермяки только что из лож не выпадывали, приветствуя уральцев. И это - в Перми, где свой оперный, свои давние вокальные традиции и вокальная культура. Словом, в городе, где толк в пении знают.
Позже Сергей Вяткин скажет: "За 13 лет работы в театре впервые (!) почувствовал такую мощную отдачу от зала". И это не только - о гастрольном выступлении в Перми. А вообще - о трио. Сегодня даже не верится, что у теноров было всего-навсего 4 (!) выступления - одно из них в Перми, а их попурри составлено всего из четырех (!) популярных мелодий. Успех трио у зрителей, кто "имел счастье видеть и слышать воочию", столь велик, что кажется: они поют вместе очень давно, ансамбль сложился. И сравнение с трио теноров Доминго ? Каррерас ? Паваротти уже не кажется надуманным. И тут, и там ? явление исключительное. Разница только - в масштабе, классе феномена. Ну так это все понимают.
Кто возьмется разложить по полочкам все составляющие успеха? Красивые голоса? Конечно. Ансамбль красивых голосов? Безусловно! Не исключено к тому же - мы, зрители, просто истосковались по мелодичному, пленительному пению. А есть еще актерский кураж, который, когда он есть, действует на публику завораживающе. Перед выходом на сцену со своим, теперь уже знаменитым, попурри Сергей, Николай и Михаил заговорщически перемигиваются: "Ну что, сделаем сегодня?!" Но это - так, игра. А настоящее - вот что. "Когда раздаются первые аккорды из "Моей прекрасной леди", когда начинает звучать ТВОЯ музыка - испытываешь минуты счастья". Это сказал один из них. Не стану уточнять - кто. Потому что двое других согласно и категорично кивнули: все так, именно так.
Великое спасибо тем, кто однажды направляет наше творческое искушение по свежему руслу. Случается, риск оправдывается. Да еще как! Когда-то идею "трио теноров" подсказал С. Вяткину, Н. Капленко и М. Шкиневу главный дирижер театра Борис Нодельман. Сегодня они сами фантазируют дальше и смелее. Им уже "тесно" в попурри из четырех шлягеров. Песенка Фреди из оперетты "Моя прекрасная леди" Лоу, песня Тони из "Вестсайдской истории" Бернстайна, неаполитанские "О, мое солнце" и "На качелях" - это здорово, это такое половодье звуков и единение с залом, что дай Бог каждому исполнителя хоть раз испытать подобное. Но можно еще было бы вот так же, втроем, петь попурри из популярных оперных арий (тем более, что все трое получили консерваторское образование как оперные певцы). А есть еще народные песни и старинные русские романсы... И они тут же начинают фантазировать, как можно разложить на голоса "Отвори потихоньку калитку". А потом мгновенно переключаются и придумывают, как обыграть трио в своем жанре. Сделать, к примеру, пародию? Дело - за "малым": нужна оркестровка, аранжировка мелодий. А сами-то Сергей, Михаил и Николай готовы, похоже, хоть на целый концерт.
Вот был бы подарок меломанам! Идея так хороша, что аж зажмуриваешься: не сглазить бы. А слух о необыкновенном трио, между тем, расходится по городу и области. Ими интересуются, восторгаются, ждут, упрекают в "подражании" звездному международному трио, завистливо цедят сквозь зубы: "Ну-ну, посмотрим..."
А они просто хотят петь.