Дневник фестиваля
Вечер был чудесный. Правда. Несмотря на то, что меня бесконечное количество раз гоняли туда-сюда за неимением билета, и поближе сесть не получилось (зато все два часа держала спину прямо). Посмотреть спектакли в исполнении екатеринбургских, челябинских и московских танцовщиков пришел полный зал.
Это были три совершенно разных спектакля в двух отделениях. Больше всего запомнился первый и последний, хотя, ну, так чаще всего и бывает. Что зацепило во всех трех постановках, так это музыка, от балалайки до электро. И еще про себя были сделаны маленькие (и не очень) открытия, в голове проснулись кое-какие мысли. Только теперь обо всем по порядку.
А начну с того, что челябинские танцовщики самые лучшие, и спорить с этим смысла нет. ?Максимум иллюзий? Елены Пришвицыной и Владислава Морозова просмотрелись на одном дыхании. И дело не только в моем фанатичном отношении к Челябинскому театру современного танца. Дуэт танцовщиков показал блестящую, очень оригинальную хореографию и такую очевидную, но часто забываемую идею, воплощенную в ней. Мысль проста: все мы страусы, особенно в отношениях, и у каждого исключительно своя куча песка. Ее, эту кучу, постановщики-исполнители символически заменили чемоданами, с которыми самозабвенно носились в финальной сцене, причем по кругу, то есть без смысла. Один плюс один равно борьба без исхода. Каждый гнет свою линию (женщины, судя по всему, в этом упорнее и, как следствие, успешнее мужчин), хотя и пытается выжать из себя все глупости и предрассудки, как воду из мокрого белья. А все от иллюзий ? веры в вечную любовь и в собственную исключительность, в возможность понять друг друга и в непримиримость мнений, в привычку и в постоянную борьбу с ней. Как-то жить вместе все равно нужно. Но без того, чтобы лить воду просто так, не получится. Только одно мне по-прежнему непонятно: в числах один плюс один ? это все-таки сколько будет?..
Пока я складывала одно с другим, начались ?Городские феи? Екатерины Жариновой и Ольги Севостьяновой. Разноцветная? нет, не история даже, зарисовка, в общем-то, без сюжета. Эпизоды из жизни фей городских обыкновенных, полулюдей, полусказочных существ со своими тайнами, секретами, которые они прячут. На фоне впечатления от предшествующего феям ?Максимума иллюзий? постановка выглядела бледновато. А может, сказалась привычка видеть во всем конфликт, желательно острый или в какой-то степени ощутимый. Как сказал один театральный герой, ?неужели нельзя снять кино о цветах, чтобы всем было хорошо и никому ? плохо??. Можно, но кто его будет смотреть? Антракт.
Пока шел перерыв, я думала, что же сейчас покажет Москва, да еще и в чисто мужском составе. Традиционно все мои симпатии давно уже были отданы мальчикам-танцовщикам из ?Провинциальных танцев?, ничего не предвещало перемен. Но тут Театр-студия современной хореографии в лице ее лучших, без сомнения, представителей покорил всех, не только меня, абсолютно и однозначно. Зал не моргая ловил каждое движение на сцене и аплодировал несколько раз во время спектакля. Поразила не только фантастическая пластика танцовщиков, но и сама задумка. ?Едоки? были поставлены по мотивам творчества Ван Гога, в частности его картины ?Едоки картофеля?. Но здесь было больше, чем просто мысль об испытании и награде за него, ? была вся жизнь, где каждому своя Голгофа, свои круги земного ада, свои радости и несчастья, своя свобода и зависимость. Доски ? вечно преследующие человека тяготы и проблемы, без которых он не может (к вопросу о привычке), трудности и препятствия, путь духовного очищения, собственная клетка и, наконец, гроб. Плащи ? убежище, добровольный кокон, жребий (который мы часто выбираем сами). Танцовщик, снимающий с себя все плащи, ? торговец судьбами. Подсолнухи ? оберег, благодарность, красота, эстетство, нарциссизм, возрождение после смерти и просто семечки. Сейчас актеры играют драму, причем каждый ? свою, через секунду все превратится в виртуозную житейскую комедию, еще через мгновение ? в похороны. Так и в реальности. Театр, спасибо за твою искренность.
Что осталось после всего увиденного? Не знаю, хотя бы то, что написано здесь, ? что-то новое и хотя бы чуточку важное. После спектаклей где-то послышалось ?alittletired?, а где-то увиделись и настоящие слезы счастья. Значит, не зря?..