Из дальних странствий возвратясь
Внимательные зрители, наверно, помнят, как Татьяна Мокроусова выиграла на Конкурсе им. Курочкина поездку в Лондон. Вояж наконец-то состоялся - и Таня готова поделиться впечатлениями. В первую очередь - театральными.
Трудности перевода
За два месяца до поездки стала усиленно заниматься английским. Честно говоря, ничего не помогло. Англичане так быстро говорят! А в первые два дня ходила одна по городу, в метро - ничего не понимала, но ориентировалась довольно хорошо - там ведь всё так удобно и понятно устроено, везде уличные навигаторы. А что касается английского, то оказалось, что всё приходит с опытом - на восьмой день я начала понимать язык.
Добро пожаловать
В первые же дни была на обзорной экскурсии - привезла о-о-о-очень много фотографий. Гид рассказывала много интересного и даже неожиданного - например, не знала, что во многих домах до сих пор каминное отопление, которое отключают на ночь в целях экономии.
Это было только начало - ходили мы день и ночь, до и после спектаклей, и между ними. Были, например, в Соборе святого Павла, послушали там орган. Перешли через Темзу и попали в Галерею современного искусства - настоящий музей-завод. Обойти все семь этажей за короткое время было нереально. Зато успели насладиться великолепным видом из окон музея. Все городские впечатления даже и пересказать нельзя!
Весь Лондон - театр
Посмотреть, конечно, старались всё, что только возможно. Были в Лирик-Театре - на концерте памяти Майкла Джексона "Триллер". А вот в драму, на легендарную "Мышеловку", не пошла - из-за проблем с языком.
Оперетту "Микадо" мы смотрели в Национальном театре. Это роскошный театр - мои спутники из Москвы сказали, что он убран богаче нашего Большого. Кстати, и зрители соответствующие - в одной из лож зрительницы были в вечерних платьях, в мехах, а в руках - бокалы с вином.
Как я поняла, в этом спектакле лондонцы высмеяли свои пороки - на такое не каждая нация отважится.Например, пели о том, что главная забота жителя Лондона в том, чтобы успеть вовремя выпить пятичасовой чай, и если этого не случается, то для англичанина это катастрофа хуже цунами. Особенно запомнилась сцена с безголовыми мажордомами, их головы оказались в шкафу - представьте себе, эти головы там даже поют. Безголовые не столько потому, что голов действительно не видно (так сделаны костюмы), сколько из-за своей глупости. А их память обратно пропорциональна количеству денег, которые им предложит жилец. Если хотите провести в свой номер хорошенькую горничную - заплатите: и чем больше заплатите, тем больше мажородом "забудет".
В "Микадо" много разговорных сцен - из-за трудностей с английским я, честно говоря, поглядывала не только на сцену, но и по сторонам. Заметила, что на опереттах зрители старше, чем на мюзиклах: было много пожилых пар. Многие тихонечко "дирижировали" оркестром во время спектакля. А вот нескольким молодым зрительницам, котооых я заметила, было явно скучновато, хотя вели они себя корректно.И увидела кое-что очень интересное: в первой ложе в течение всего спектакля стоял мужчина с блокнотом, и смотрел он не на сцену, а на зрителей - он всё время следил за реакцией зала и, например, после шуток или смешных сцен, оглядывал чуть ли не всю публику. После спектакля я заметила, что он ушёл за кулисы, и сделала вывод, что это был наблюдатель от театра.
И это не случайно: театр в Лондоне - прибыльное дело. В спектакли вкладывают много денег - зная, что вернётся ещё больше.
Все артисты работают так, будто сечас "Оскар" пойдут получать. Даже в самой крошечной роли - например, в одном из мюзиклов в массовке был бессловесный мальчик в очках. Как говорится, "шестой гриб в пятом ряду", но работал он в полную силу, реагировал на всё. Там действительно "нет маленьких ролей". Они работают по принципу "ты артист и ты на сцене". К тому же, там на сцене видно всех - никому не схалтурить. И, судя по "человеку с блокнотом", за работой наблюдают не только зрители...
"Призрак оперы" оставил колоссальные впечатления. Не потому что это легендарная история. Есть мюзиклы, где больше танцев и трюков, есть такие, где больше разговорных сцен, а "Призрак" - это грамотно выстроенный комплекс, проверенный годами. Спецэффекты, эта падающая люстра, кинопроекция, любая роль значима и простроена от первого появления до последнего.
У Фантома - потрясающий тембр, а Кристина владеет своим голосом на грани фантастики. Она великолепно поёт "мюзикловым" звуком, но легко переходит на классическиую манеру - так, будто она оперная дива. А потом без проблем возвращается обратно, в "мюзикл". В такие моменты мне даже хотелось подбежать и спросить, как ей это удаётся - ведь это то, чего мне очень хотелось бы достичь.
Шикарная сценография, невероятные спецэффекты - я прекрасно знала, что эта знаменитая люстра упадёт, но шок при её падении всё-таки испытала. Очень эффектно сделаны появления Призрака - кажется, что звук перемещается по залу, как в кинотеатре. Добавляются световые эффекты - и появляется ощущение, что по театру действительно носится призрак. Не просто музыка помогает спецэффекту или наоборот - они идут к своему пику одновременно.
Думаю, этот мюзикл ещё лет сорок на аншлагах может идти. После этого спектакля выходишь опустошенным и в то же время наполненным. Впечатление такое, будто ты была внутри этого спектакля. Вокруг - канделябры, свечи, и становится так неловко, что ты не в бальном платье да ещё и держишь на коленях свой синий пуховик...
"Призрак" очень показателен - он идёт столько лет и не покидает свой театр. Ведь почти каждый лондонский музыкальный театр - это театр одного спектакля. И его здание "сделано" специально под спектакль, который там идёт, и если спектакль сойдёт со сцены, и будет ставиться новый - то всё здание будет переделываться. Чтобы снова играть мюзикл каждый вечер. Для российского репертуарного театра это немыслимо - а наши традиции, в свою очередь, непонятны для англичан. Мои британские коллеги искренне удивлялись и задавали странный для нашего театрального менталитета вопрос: "А как вы текст для другого спектакля на следующий вечер вспоминаете?"
Удалось посмотреть и продолжение "Призрака" - мюзикл "Love never dies" в Театре Адельфи. История о том, как Фантом устроил для Кристины гастроли на Бродвее и чем это закончилось. Кристина приезжает туда с мужем Раулем и маленьким сыном - на Бродвее теперь работает Мэг, её балетная продружка, и её мать, которая всеми силами пытается помешать Кристине и её успеху. Рауль начал пить и постоянно сердит, а маленький сын постоянно напевает и играет одну знакомую мелодию... Призрак по-прежнему её любит, а она разрывается между любовью к Раулю и сыну и своей страстью, какой-то химической реакцией на Фантома. Перед самым ответственным выступлением и Рауль, и Призрак пытаются уговорить Кристину остаться с ним. Эта сцена сделана потрясающе - Кристина стоит перед занавесом и готовится к выступлению, с двух сторон для неё поют Рауль и Фантом. Полное ощущение, что находишься за кулисами театра - а потом вдруг вся эта конструкция разворачивается на зрителя, и ты понимаешь, что Кристина готовилась петь для тебя! Ария великолепная, и Кристина поёт её идеально - в финале хочется просто цветами её забросать!Конец спектакля - Мэг требует у Призрака восстановить справедливость и помогать не только Кристине. Тот отказывает, она пытается выстрелить в него, но попадает в неожиданно появившуюся Кристину. Раненая Кристина и Призрак поют потрясающий дуэт, после которого Кристина признается мальчику, что его отец - не Рауль, а Призрак. Вот такая история.
Интересная деталь - после поклонов, когда занавес закрыли, оркестр ещё минут десять играет темы из мюзикла. Кто-то из зрителей уходит, кто-то остаётся послушать - благодаря этой музыке появляется чувство, что волшебство продолжается.
Мюзикл "Король Лев" мы смотрели в Театре Люцеум. Художнику по костюмам, по-моему, памятник надо ставить - я не могу понять, как он всё это сделал! Актёры-"жирафы" перемещались на четырёх ходулях, слон вообще был "сделан" из пяти человек, а многим артистам приходилось быть ещё и кукловодами.Очень красивая музыка. И почти шекспировская история: "сын за отца". Когда смотрела, вспомнила, как наш Женя Зайцев пел на первом конкурсе имени Курочкина песню из "Короля Льва".
Особенно мне понравилась песня трёх шакалов, мне даже сразу захотелось, чтобы наши Шакалы из "Кошки", Женя Зайцев и Женя Толстов, и кто-нибудь вместе с ними, сделали этот номер. Зажигательный, характерный, весёлый - а в финале эта троица приходит к выводу, что шакал - самое великое и свободное животное в Африке, потому что никому не подчиняется и ест что хочет :)
Дети в зале были в восторге: они вставали, танцевали, пели. Ещё в фойе им выдали маски, с которыми можно было играть о время спектакля, что они с удовольствием и делали. А "Акуна Матата" они вообще спели хором вместе с актёрами. Кстати, и на сцене было много маленьких актёров - и надо сказать, что это очень грамотные в сценическом плане дети.
Поют в "Короле Льве", как, наверно, и во всем британском музыкальном театре, очень хорошо. Причём, джаза я не слышала - в основном именно хороший мюзикловый вокал. А в "Короле Льве", где всё было в африканском стиле, пели настоящим "африканским" звуком, от нотки до нотки. И сопровождалось всё это африканским ритмом, живыми ударными.
Мюзикл "Блондинка в законе" поставлен в точности по одноимённому фильму. Спектакль идёт в Театре Савой - шикарном, как знаменитый отель "Савой". Мюзикл явно популярен - многие зрители пели вместе с актёрами. Оформлено всё, как и в фильме, в золотом и розовом цветах. На сцене вместе с людьми играли и собаки (у героинь есть комнатные собачки) - так вот, там и собачки сценически грамотные: знают свои места, доходят до "точек", останавливаются...
В этом мюзикле много интересных женских партий. Есть мнение, что женских мюзиклов не существует - после "Блондинки в законе" я убедилась, что это неправда.
Театр начинается с...
По всему городу - кассы свободной продажи билетов. Причём, в театрах билеты намного дороже - а в кассах можно получить даже тридцатипроцентную скидку (а для туристов это внушительная экономия). Вместе с билетом дают и карту - так что заблудиться по пути в театр невозможно.
В театрах Лондона не раздеваются - потому что гарберобы платные. Дресс-кода никакого нет - хотя кое-где я и видела дам в вечерних платьях, большинство зрителей в театр особо не наряжаются. Бинокли зрителям "выдаются" прямо из кресла - опустишь фунт, получишь бинокль. Вернёшь бинокль, получишь свой фунт обратно. По такому же принципу работает гардероб - там никто не обслуживает: ты опускаешь в специальную щель деньги и "защёлкиваешь" свою одежду на вешалке.
Залы битком забиты - и в 14:30 (начало дневных спектаклей), и в 18:00 (начало вечерних спектаклей).
В антракте предлагают вино, мороженое, воду - цены на всю эту гастрономию достаточно демократичные - я даже зашла в супермаркет рядом с одним из театров и сравнила: цены почти одинаковые. Сразу ясно - лондонские театры зарабатывают не на продажах в буфетах. Всё, что купил, можно проносить в зал, и во время второго акта зрители сидят с едой и с напитками в руках. И, видимо, потому, что всё продаётся в "беззвучной" обёртке, никаких раздражающих шуршащих звуков во время действия я не слышала.
Кстати, самый приятный лондонский комплимент я услышала именно в антракте - на "Призраке оперы". При попытке купить бокал вина, меня спросили "А Вам уже есть 18 лет?" и попросили показать паспорт...
Акустика в зале такая, что даже на самом высоком ярусе всё слышно. И видно тоже. Все мизансцены изначально продуманы и выстроены так, что каждому зрителю, сколько бы он не заплатил за билет, было всё видно и слышно. Даже наклон кресла в ложе продуман.
В каждом театре продаётся масса сувениров, посвящённых спектаклю - от брелков до футболок. Есть и диски с музыкой из спектакля, но никакого видео. Съёмки запрещены - за этим в зале строго следят несколько человек с фонариками, которые направляют на того, кто пытается снимать.
На сцене очень часто курят, часто используется огонь - но и меры безопасности принимаются серьёзные: пожарные проверяют театры каждую неделю.
После спектакля для зрителей открывают аж семь дверей.
Жители туманного Альбиона
Очень закалённая нация, эти англичане - ходят легко одетые, в сандалиях на босу ногу, когда я ходила в сапогах и уже простуженная. И ещё мне показалось, что там очень красивые люди - и девушки, и мужчины, и пожилые люди. Все улыбаются, извиняются - очень позитивные, нисколько не чопорные. Очень экономные, расчётливые - но это не минус, не педантичность, это грамотность.
Заметила, что англичане с большим достоинством говорят о своей Королеве, о королевской семье, часто вспоминают о Принцессе Диане. Они знают, куда и когда Её Величество едет, когда принимает, в какой магазин ходит, в какой гостинице останавливается. Они явно гордятся, что в Британии - монархия и что у них есть такой символ, как Королева.
На каждом углу - гербы, знак того, что эта земля принадлежит Королеве или Герцогу. Земля в Лондоне не продаётся.В центре особо никто не живёт, там в основном памятники, музеи - в общем, историческая часть города. А вот в так называемых второй и третьей зонах живёт лондонская элита - и хотя они там уже много лет, земля всё равно принадлежит не им - они арендуют её у Королевы или Герцога.
Везде чистота - и цветы! За окном минус десять, а у них цветы на улицах. В городе шесть огромных парков - там огромные платаны, которым больше тысячи лет! Впервые в жизни я увидела, как цветут мимозы: всегда думала, что это куст, а оказалось - дерево!
Всюду множество туристов, и англичане с большим вниманием относятся к ним - ты никогда не простоишь с озадаченным выражением лица и с картой в руках дольше двух минут: к тебе обязательно подойдут и предложат помощь. Поэтому ещё раз побывать в этом чудесном городе хочется не только из-за прекрасных театров. Конечно, театральные впечатления стали самыми сильными - быть может, со мной не согласятся те, кто был, к примеру, на Бродвее, но для меня столица мюзикла теперь - это Лондон.