Гоголь, Киплинг, Булгаков и...Теодора Вердье
В минувшую среду, после отпусков, труппа Свердловской музкомедии вновь собралась под крышей родного дома. По традиции, на "больших сборах" оглашаются планы предстоящего сезона. Но за час до сбора труппы руководители театра познакомили с планами прессу. Журналисты первыми увидели макеты декораций к спектаклям "Мёртвые души", "Белая гвардия", эскизы к мюзиклу "Кошка, которая гуляла сама по себе" - это проекты предстоящего года. Журналисты же первыми услышали от директора театра Михаила Сафронова слова, которые, очевидно, станут ключевыми в нынешнем, 77-м для театра, сезоне: "Наша сверхзадача - чтобы ни зрители, ни сами сотрудники Свердловской музкомедии не почувствовали "прелестей" кризиса, не воспринимали их обречённо. Возможно, предстоит жить аскетичнее, напряжённей. Но 77-й сезон складывается как сезон большой литературы - Гоголь, Киплинг, Булгаков! - и эти серьёзные планы должны быть выполнены достойно. По-другому мы не можем..."
"Мёртвые души" по Гоголю были презентованы зрителям в конце минувшего сезона. Театр представил тогда несколько номеров мюзикла. Всего несколько и практически без декораций. Декорации, точнее - макет, представляющий главное изобразительное решение спектакля, журналисты и актёры увидели только сейчас.
- В спектакле подлинные "мёртвые души" - те, кто их, по сюжету, якобы продаёт и покупает, - прокомментировал художник-постановщик спектакля Сергей Александров. - Они покойники душою, с патологическим, болезненным восприятием окружающего. Отсюда - и сценографический ход. Перспектива, напоминающая коридор-трубу, в которую как бы устремляются гоголевские персонажи. Вспомнил свои детские впечатления. В пять лет я тяжело заболел и в полузабытьи тоже словно летел по такому коридору. Пережитое пригодилось...
Дирижёр-постановщик мюзикла "Мёртвые души" Борис Нодельман был лаконичен, тем не менее и он добавил интриги, заинтересовал в преддверии премьеры: "В спектакле практически нет прозы, это почти опера..."
Премьера "Мёртвых душ" состоится 30 и 31 октября, а следом запланирована премьера "Принцессы цирка". Предыдущая "Принцесса...", которая в афише театра была с 1989 года, по причине "взросления" исполнителей, естественного ветшания декораций была снята с репертуара и более двух лет Екатеринбург жил без "Принцессы цирка". Но Кальман неизменно любим, а спектакль был хорош. Поэтому в возобновлённой версии постановщики кардинально не изменяют его. Разве что молодые солисты, которые будут заняты в спектакле (на встрече с прессой Ксения Григорьева исполнила арию Теодоры Вердье), наполнят его свежестью, очарованием юности.
Событием обещает стать спектакль "Кошка, которая гуляла сама по себе". Для постановки его театр выиграл грант Союза театральных деятелей России. Сказку Киплинга постановщики намерены превратить в спектакль семейный, на котором равно интересно было бы и детям, и родителям (по аналогии с ныне существующим в репертуаре мюзиклом "Ночь открытых дверей"). По словам главного режиссера театра К. Стрежнева, "киплинговская "Кошка..." - притча, в которой много образности. Хочется поддержать её нашими, театральными средствами, а родители на таком спектакле могли бы помогать ребёнку в восприятии смыслов и символов".
О том, что спектакль, безусловно, будет интересен и взрослым, уже сегодня свидетельствуют эскизы костюмов. То ли Древний Египет, то ли Индия. "Да, в нашем спектакле кошка необычная, - подтверждает художник С. Александров. - Наша кошка - этакая космическая жрица. Вместе с ней на Землю, к людям, прилетают 12 знаков зодиака, которые будут облачены в "золотые" одежды. Многие костюмы спектакля - это реконструкция древнего мира, костюмов, которым по 4-5 тысяч лет. Исследователи находили аналогичные при раскопках Вавилона и... на Урале, в Аркаиме. Значит, между этими отдалёнными друг от друга регионами есть некая связь. Театр же, на мой взгляд, - единственное место, где сегодня ещё существует фантазия. Попробуем развить эти аналогии и образы".
К спектаклю "Кошка, которая гуляла сама по себе" театр проведёт два кастинга - в поисках исполнителей главных героев: мальчика и кошки (да, роль Кошки в мюзикле будет играть не только актриса, но и настоящая кошка).
Новшеством 77-го сезона Свердловской музкомедии станет проект "Малая сцена", рассчитанный на сценическую площадку, прежде принадлежавшую "Совкино". Тут, правда, ещё предстоит большой ремонт, но...
- "Заниматься репертуаром для малой сцены, когда её откроют, будет уже поздно, - говорит К. Стрежнев. - Занимаемся сейчас. Хотим, чтобы здесь, параллельно с большой сценой, ежевечерне шли спектакли. Такие, чтобы не останавливали основного репертуара, но дали бы возможность больше занять наших актёров. Уже начали работать над "Тёткой Чарлея". Этот мюзикл, с великолепной работой Виктора Сытника, - легенда театра, но думаю и сегодня хорошая музыка, динамичный комедийный сюжет будут востребованы. Следом за "Тёткой Чарлея" в планах для малой сцены - мюзикл "Моя жена - лгунья" Вадима Ильина и музыкальная комедия "Дорогая Памела" Марка Самойлова. Кроме того, на малую сцену будут перенесены самостоятельные проекты и программы Эксцентрик-балета Сергея Смирнова, ансамбля "Изумруд" и Джем-студии Елены Захаровой, работающих сегодня под эгидой Свердловской музкомедии. Здесь же, в зале на 300 мест, театр планирует проводить камерные вечера, бенефисы коллег-юбиляров.
На встрече с прессой театр представил и макет декорации к "Белой гвардии" по Булгакову. Подробно говорить о спектакле ещё рано: в конце сезона театр проведёт только его презентацию, сама же премьера - через год. Но сценическое решение, предложенное С. Александровым, свидетельствует: театр, верный традициям превращать "лёгкий жанр" в остросовременные постановки, талантливо актуализирует и этот роман Булгакова.
- Зима, Киев, гражданская война, - рассказывает художник С. Александров. - Город захватывают то белые, то красные, то Петлюра. Люди попросту не знают, куда бежать, где скрыться от беды. Ощущение паники, растерянности... И в этой атмосфере вокзала - "островок" квартиры, где под абажуром собираются главные герои. Семья, домашнее тепло, любовь, надежда...
Нынешний кризис (реальный, а не из литературного первоисточника) тоже поверг многих в растерянность, а то и отчаяние. Не хочется прямых, буквальных аналогий, но они, ей-богу, напрашиваются: в этой ситуации Свердловская музкомедия в мире театрального искусства - из тех редких "островов", где зрители могут рассчитывать на любовь, сердечное тепло и обретение надежды.