Алихан Ибрагимович Зангиев
Алихан Ибрагимович Зангиев родился в 1942 году в селе Консай Ленинградской области. В 1960-м поступил в Музыкальное училище города Орджоникидзе. Учёбу прервал а служба в армии, после которой будущий артист несколько лет проработал на Рижском приборостроительном заводе. В 1964 году Зангиев стал солистом Бюро эстрадных оркестров Риги. Переехав в Воронеж, Алихан Зангиев окончил Воронежский пединститут по специальности «Учитель английского языка» (кстати, английский язык он действительно знал в совершенстве - преподавал в гимназии №2 и в языковом лицее «Сирин», по-английски разговаривал с внуком Арсением),. В год окончания института был приглашён в Госоркестр под руководством Л. Утёсова. С 1971 года по 1974 гг работал в Орджоникидзевском музыкальном театре. С 1975 по 1987 гг - солист Свердловской музкомедии.
За сравнительно небольшой срок «новенький» сумел успешно войти в ряд спектаклей текущего репертуара, продемонстрировав интересные творческие данные, профессионализм, желание, а главное - умение работать. За свои первые сезоны в нашем Театре Алихан Зангиев сыграл и спел Альфреда в «Летучей мыши», Россильона в «Весёлой вдове», Ахмета в «Табачном капитане», Ринальдо в «Чёрном драконе», Фредди в «Моей прекрасной леди», ряд номеров в спектакле-концерте «Имре Кальман».
Зангиев успешно показался и в новых работах коллектива. Самой интересной и трудной партией этого периода был Парис в «Прекрасной Елене» Ж. Оффенбаха, а сложной в актёрском отношении - Джек Уортинг в мюзикле Г. Натчинского «Мой друг Бенбери». В репертуаре артиста были и герои советских музыкальных комедий: Сергей - морской офицер из спектакля «Пусть гитара играет» О. Фельцмана (по мнению прессы, особенно удался дуэт с Людмилой Трусовой «Морское танго»), Макар в «Поздней серенаде» В. Ильина, Степан Казанец в «Стряпухе» В. Гроховского.
В 1978 году Алихану Зангиеву, исполнителю главной роли в оперетте «Рыцарь Синяя Борода», пришлось решать задачу двойной сложности: как актёру - показать превращение коварного обольстителя и беспощадного убийцы в любящего мужчину, и как певцу - исполнить труднейшую вокальную партию. Инфернальный, парадоксальный, Алихан Зангиев был, как ни странно, по-человечески любопытен. А первые слова его выходной арии: «Я судьбою гоним, одинокий страдалец несчастный...» - вызывали невольную жалость, хотя это впечатление было обманчивым...
Таким образом, «послужной список» Алихана Зангиева - сложные вокальные партии и роли, требующие высокого актёрского мастерства. От образа к образу росло умение молодого актёра в создании характерных персонажей, совершенствовалась его вокальная техника. В 1984 году Алихану Зангиеву было присвоено почётное звание «Заслуженный артист РСФСР».
Помимо основной работы, артист вёл активную концертную деятельность. В его репертуаре были арии из оперетт советских и зарубежных композиторов. Более того, актёр сам писал музыку на слова советских поэтов и выступал с тематическими концертами для самой щирокой аудитории (например, одна из его программ была посвящена Сергею Есенину).
Зрителей всегда покорял темперамент Алихана Зангиева - актёрский и человеческий. А сам он объяснял это так: «Ну что вы хотите - я же осетин».
Текст: архив Театра,
статья Веры Загайновой «Рыцарь музыки» («Областная газета», 30 марта 2007 года)