Александр Петрович Поличкин

главный балетмейстер

 

Были у советской власти сыны и пасынки. Сыном, и сыном любимым, оказался Александр Петрович Поличкин (1910 – 1999), балетмейстер, постановщик многих спектаклей знаменитого на всю страну Свердловского театра музыкальной комедии, создатель и руководитель прославленного ансамбля танца профтехобразования екатеринбургского Дворца молодежи. Бывший воспитанник детдома поднялся до высот профессионального искусства. Государство (воздадим ему в этом должное) умело заметить талантливых людей из народа и помогало им состояться. Поличкин никогда не отрицал жизнь, в которой жил, не состоял ни в каких оппозициях. Он просто был человеком, поглощенным искусством, и в искусстве был искренен, хотел с его помощью приносить радость людям.

Воспитанник детского дома

Он назначил мне встречу на 1 декабря 1998 года. Встретиться должны были у него дома, и Александр Петрович подробно объяснил по телефону, как его найти, какая именно дверь его квартиры.

Я подъехал минут на десять раньше, но Поличкин уже высматривал меня из окна (потом я поняла, что в этой заботливости, предупредительности – он весь). Только поднялась на третий этаж, как Александр Петрович уже открыл дверь.

Передо мной стоял невысокий пожилой человек, с приятным спокойным голосом и часто пробегающей по лицу улыбкой. Разговаривать с ним было легко и приятно. Мы сели в кресла в маленькой уютной комнате, где Александр Петрович и поведал о своей жизни.

Он родился 18 мая 1910 года в Астрахани, а начало своей творческой биографии датирует 1928 годом. Интерес к искусству он проявил еще раньше, когда был воспитанником детского дома, куда в 1918-м его, опухшего от голода мальчишку, найдя на улице, принесли на руках. Слова «воспитанник детского дома» Поличкин всегда произносил с гордостью, говорил, что именно детский дом дал ему все, что нужно было для жизни молодому человеку, определил его будущее. Первую свою постановку Александр Петрович создал именно там: нарисовал костюмы, декорации, играл на рояле в день новогоднего праздника.

Михаил Пермяков, воспитанник Александра Петровича и верный друг, хорошо знающий его биографию, позже мне подтвердил, что Поличкин действительно еще в детдоме стал проявлять себя как творческая личность. В то время как его сверстники, бывало, шли воровать или хулиганить, он собирал ребят, чтобы создать свой театр. Возможно, тяга и искусству его и спасла. Ему повезло, что попал в интернат для одаренных детей и его вовремя заметили педагоги. Профессиональную деятельность Александр Петрович начал в балете театра оперетты Астрахани. Вторым стал для Поличкина театр оперы и балета имени Ахундова в Баку, где он стал работать артистом балета с балетмейстерами Кеворкиным и Кононовичем. («Этот прекрасный театр указал мне путь в большое искусство!»)

В 1934 году через Баку проезжала труппа Свердловского театра музыкальной комедии, и Поличкин вместе с молодой женой, только что окончившей хореографическое училище, стали артистами этого недавно организованного коллектива. Отправились с ним на первые гастроли в Тбилиси, после оказались в Свердловске, став его жителями.

В 1942 году в городе открылось ремесленное училище №3, состоявшее в основном из воспитанников детских домов, куда Поличкина потянуло как бывшего детдомовца. Решил помочь ребятам на общественных началах, бесплатно. В училище Поличкиным был создан ансамбль трудовых резервов, который быстро стал популярным. Уже в 1943 году в помещении театра оперы и балета имени Луначарского был дан первый концерт, прошедший с большим успехом. На концерте присутствовал главный режиссер Свердловского театра музыкальной комедии Георгий Иванович Кугушев. На следующий день он вызвал к себе Александра Петровича и предложил должность главного балетмейстера. Поличкин с радостью согласился.

Талант – от Бога!

Высокая должность не изменила Александра Петровича – он остался простым и отзывчивым человеком, к которому хорошо относились абсолютно все: и администрация, и артисты. В театре он всегда был просто Шурой – так его называли и в 60 лет. Как вспоминает бывший артиста и бывший директор театра Владимир Коровяков, для них, танцоров, Поличкин был как отец родной.

- Артисты балета – народ нерасчетливый. Когда, например, мы получали зарплату, то деньги расходовались очень быстро, причем на всякую ерунду. Потом, естественно, их катастрофически не хватало на самое необходимое, и Поличкин, видя, что человек пришел в театр голодный, всегда старался его подкормить, помочь. Вместе с тем оставался в работе строгим и требовательным. У Александра Петровича не было детей, и, может быть, поэтому он каждого артиста лелеял, относился к ним, как к родным.

Талант был у него от Бога. И еще замечательное знание актера, его возможностей. Он умел раскрыть черты каждого, угадать амплуа и, говорят, за все время работы ни разу не ошибся.

Как вспоминает В. Сидников, бывший танцор Поличкина, «он и на один музыкальный размер мог придумать огромное количество композиций».

Создавалось впечатление, что у Александра Петровича целый кладезь различных движений. Это был специалист высшего класса, хоть и не оканчивал специального вуза.

То, о чем говорил Поличкин своим искусством, было тесно связано с жизнью его поколения. Наверное, поэтому ему особенно удавались спектакли современной темы.

Театр много работал с авторами, утверждая устами своего главного режиссера Кугушева, что жанр музыкальной комедии – равноправный в ряду других и ему подвластны самые разные темы.

Режиссер и балетмейстер хорошо понимали друг друга, как понимали друг друга Поличкин и сменивший Кугушева на посту театрального руководителя Владимир Акимович Курочкин.

Может быть, наиболее ярким периодом работы Поличкина в театре музыкальной комедии стали 60-е годы, когда шло обновление общественной жизни и, освобождаясь от давления официоза, искусство теплело, обращалось к судьбе не «народных масс», а отдельной человеческой личности. Старые театралы запомнили спектакли этого времени «Сердце балтийца» К. Листова, «Требуется героиня» В. Баснера, в которых Поличкин работал с Владимиром Курочкиным, «Вольный ветер» И. Дунаевского, сочную и веселую народную комедию «Девичий переполох», которые он ставил в команде Льва Невлера.

По мнению критиков, сильной стороной балетмейстера всегда был характерный танец – броский, эффектный, который как-то по-особому взбадривал спектакль, увлекал зрителей. Аплодисментами встречал зал полный юмора, острых ритмов и грации танец «Чукчаночка» в оперетте «Требуется героиня». Яркая вереница танцев украшала постановку «Сын клоуна» И. Дунаевского – балетные номера «Укротительница зверей», «Конный цирк», «Вальс-фантазия», где действовали клоуны, балерины, укротительница зверей и сами звери. В классике или исторической теме Поличкин мог оторвать такой озорной канкан, а, например, в советской оперетте «Бородатые мальчики» Н. Минха поставить полную энергетики молодежную сцену «Танцевальная площадка».

Сбылась в эти годы и его мечта показать на сцене театра музыкальной комедии самостоятельный балетный спектакль, дать полнее проявить себя своим артистам. А в то время в балете были у него такие яркие танцоры, как Н. Стрельцова, М. Зеленская, Т. Окрашевская, Г. Строкань, В. Бобрович, М. Павлюченко… Спектакль этот Александр Петрович сделал. Он назывался «В мире танца» и состоял из балета К. Кацман «Каслинский павильон» и хореографической фантазии «Мелодии Штрауса».

Свердловскому театру музыкальной комедии Александр Петрович Поличкин отдал сорок лет своей жизни. Но театр – это всегда большой спрос, он требует постоянного обновления, предельной отдачи. А на сцену уже просились новые времена, западный мюзикл. Почувствовав, что он отдал все что мог, Поличкин ушел из театра. Сам ушел.

«Сказ» на всю жизнь

Но без дела, разумеется, не остался. Параллельно с работой в театре Александр Петрович все эти годы руководил ансамблем трудовых резервов.

Сейчас ансамбль танца профтехобразования при екатеринбургском Дворце молодежи называется «Сказ». Благодаря Александру Поличкину он стал известен не только в городе и нашей стране, но и за границей. Под его руководством ансамбль получил звание народного коллектива, стал лауреатом международных конкурсов, участников нескольких всемирных фестивалей молодежи и студентов – в Будапеште, Варшаве, Москве, Вене, Гаване…

Ведущие темы танцев, входящих в репертуар «Сказа», определились как «творческий труд» и «уральская тема». Даже сами названия танцев говорят об этом: «Сталевары», «Кузнецы», «Строители Уралмаша» и прочее.

В. Сидников, член жюри многих смотров и фестивалей, так отозвался о воплощении темы труда: «Самым выдающимся номером Поличкина я считаю танец металлургов. Сам по себе труд литейщика очень тяжел, но Поличкин сумел отразить его в танце, создав впечатляющий образ, непростой, в целом радостный. Такие номера всегда приводили зрителей в восторг».

По существу, Поличкина занимало воплощение вечной, можно даже сказать – философской темы, того, что всегда волнует человека. А как ярки его танцы, созданные по мотивам сказов Павла Петровича Бажова: «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Ермаковы лебеди». Успех у публики был неизменен. Не только потому, что танцы были талантливо задуманы и поставлены, но и потому, что всегда были безукоризненно отточены, отрепетированы.

Поличкин ставил, помимо русских танцев, кубинские, цыганские и многие другие. То есть умел делать все. Ну а сценические площадки у ансамбля были от Кремлевского Дворца съездов до парков и городских площадей.

- За границей мы старались танцевать на улицах, на стадионах, - вспоминает М. Пермяков, - чтобы как можно больше людей смогло нас увидеть. И работали в основном бесплатно…

В коллективе сложились целые династии танцоров. Родители оттанцевав, приводили сюда же своих детей, а те – своих. Пример – семья Жариновых. Владимир Иванович, старший член этой семьи, провел в ансамбле 15 лет и не жалеет об этом. Более того, связывает с этим периодом лучшие годы своей жизни.

Ансамбль, созданный Поличкиным, - самодеятельный, но недостатка в артистах у него никогда не было. Сам Александр Петрович о «сказе» говорил так: «Это моя жизнь и радость, это моя вечная молодость».

Поличкин нашел и методику работы с ребятами. Именно поэтому ансамбль живет и здравствует и поныне.

Трудно сказать, откуда что у него бралось, как ему все удавалось. Это так же невозможно объяснить, как то, почему поэт пишет стихи, а композитор сочиняет музыку. Просто Поличкин всегда умел вжиться в танец, почувствовать его и передать то, что знал и чувствовал сам, артистам.

Кое-кто сейчас говорит: время таких коллективов ушло вместе с советской эпохой. А может, наоборот, подобные ансамбли сейчас просто необходимы. Молодые часто чувствуют себя в жизни неуютно и одиноко, им некуда податься, поэтому они и идут проводить время во дворах. А там – наркотики и тому подобные «развлечения». А больше было бы таких коллективов, какой создал Поличкин, да с такими руководителями, меньше было бы наркоманов, воров и бандитов.

Смерть Поличкина, народного артиста России, 6 февраля 1999 года – невосполнимая утрата и для ансамбля, и для города, почетным гражданином которого он являлся. Но у него остался ученик – М. Пермяков, в которого Александр Петрович верил и называл своим сыном. На нем святая обязанность – не дать «Сказу» потерять популярность и профессионализм, помочь найти свое место в новой исторической обстановке.

 

Текст: Ю. Ивченкова, статья «Принц нашёл хрустальный башмачок» (газета «Уральский рабочий» от 28.04.1999)

 

 

 

 

вспоминает Владислав Разноглядов:

«Александр Петрович Поличкин пришёл в наш театр в 1934 году. Стал солистом балета - ему тогда было всего 24 года. Скоро пришло самое тяжёлое для театра, да и для страны время — война: Поличкин работал во фронтовых бригадах нашего театра, тех самых легендарных бригадах, где работали Маренич, Емельянова... Скоро ему стали поручать постановку танцев в спектаклях, постепенно работ стало очень много и в 1955 году Поличкин был назначен главным балетмейстером Свердловской музкомедии.

Ставил Поличкин всегда элегантно, пикантно и со вкусом — номера всегда шли на бис, а иногда и не один раз. Он создал в театре великолепную труппу незабываемых артистов балета. Среди них Владимир Суворов, Розалия Алексеева, Василий Сафронов, Владимир Макаров, Алексей Сёмин, Марина Зеленская, Владимир Бобрович, Евгения Никомарова и нынешний ассистент балетмейстера Нина Стрельцова. Создал он эту команду на дивертисментах — а в советское время было много поводов для них. Поличкин откликался на любое событие — от запуска спутника до посева кукурузы — и по каждому случаю ставил новые танцы. Труппа была очень стабильная, в номерах было много сольных партий, поэтому любимых танцоров зрители знали по именам.

На нашей сцене он поставил более семидесяти спектаклей. Я особенно любил «Фраскиту» - ходил на неё ещё мальчишкой 15 раз! Сунув тёте Люне на входе пять рублей, я бежал на балкон и устраивался там на приступочке. Мест никогда не было — эти спектакли всегда проходили на аншлагах! Сегодня вечером, на концерте, посвящённом столетию Александра Петровича, солисты нашего балета Екатерина Федянович и Денис Васин испонят «Бразилию» из той самой «Фраскиты». Я выучил этот танец, когда мне было 16 или 17 лет, помню до сих пор и почти без изменений восстановил его по случаю юбилея Поличкина».