Нина Александровна Энгель-Утина

 

Нина Александровна Энгель-Утина (1925-1992) - коренная свердловчанка, уралочка, и можно сказать, что в её ролях отразился уральский характер, сильный и честный, не терпящий компромиссов. Она говорила: «Актёр имеет право и на ошибки, и на неудачи - без них и удач не бывает. Но на работу среднюю, равнодушную, он не имеет права».

Взрослела сама - взрослели душой её любимый героини, в который было много от мироощущения самой актрисы. Отсюда исповедальность, высокий эмоциональный градус её искусства, его огромная заразительность.

Девчонкой в годы Великой Отечественной войны она пошла на завод - помогала фронту, а в душе жила тайная мечта о кино: хотелось быть «как Любовь Орлова». Поступила в актёрскую мастерскую при только что организованной в городе Свердловской киностудии, которую окончила в 1947 году. Позже, в начале 50-х, окончила ГИТИС (Государственный институт театрального искусства) в Москве, начав актёрскую деятельность в Волгоградском театре музыкальной комедии. С 1957 года она - в Свердловске.

Первые роли Нины были каскадные, однако главный дирижёр Свердловского театра С.Я. Орланский прозорливо угадал в ней героиню. И она стала играть героинь в классических опереттах: Фраскиту, Ганну Главари, Марицу, Сильву, Теодору Вердье, видя в них не роскошных опереточных примадонн, но женщин глубоких и цельных, страдающих и способных на искренность и большое чувство.

Нина Александровна сжигала себя в своих ролях. Так, как было в её Любаше из «Севастопольского вальса» К. Листова (постановщик - Владимир Курочкин), где она храбро отстаивала честь своих современниц, девчонок её поколения, судьба которых оказалась опалённой войной. Она признавалась, с каким нетерпением ждала каждого очередного спектакля, чтобы сказать со сцены то, что рвалось из души. Намного позже, в спектакле преемника Курочкина Кирилла Стрежнева такое же «личное слово» скажет актриса и в роли матери солдата Мити Громцева, чьи здоровье и жизнь унесла война.

Нине Энгель-Утиной были подвластны любые краски: и безудержный романтизм юности в Анджелике из «Чёрного дракона» Д. Модуньо, и драма изуродованной войной судьбы (Мэри Ив из «Девушки с голубыми глазами» В. Мурадели), и колоритная непосредственность народного характера (Настасья в «Девичьем переполохе» Ю. Милютина), и возможности мюзикла в «Хелло, Долли!» Дж. Германа, где она создала роль воистину концептуальную, снова выразив взгляд на жизнь, важный и для неё самой.

Нина Александровна работала в театре «весёлого жанра» и очень любила его. Но в роли Долли она видела ещё и особое, почти философское содержание. Образ её героини, кажется, выразил и её характер: упорный, доброжелательный, несгибаемый. Жизнь, утверждала актриса, преподносит нам сюрпризы, старается сломить. Но долг человека - быть счастливым и нести счастье другим. Нельзя сдаваться!

Текст Юлии Матафоновой («Портретная галерея театра»)