Звезды не гаснут
Очередной вечер в Малом зале Свердловского театра музыкальной комедии из цикла «Это было недавно» собрал множество зрителей. Он был посвящен рассказу о народной артистке России Нине Александровне Энгель-Утиной (1925—1992). Вся ее жизнь была посвящена искусству. Девчонка с екатеринбургской окраины, вставшая в годы Великой Отечественной к станку на военном заводе, чтобы помогать фронту, жила мечтой о кино (хотелось быть как Любовь Орлова!).
Она была счастлива, когда узнала, что принята в актерскую мастерскую только что созданной Свердловской киностудии. Позже окончила в Москве Государственный институт театрального искусства и начала работать в Волгоградском театре музыкальной комедии. А с 1957 года — вновь в Свердловске, солистка его знаменитого театра.
Крепкий и цельный уральский характер отразился в ее ролях. Не потому ли так полюбили зрители ее Любашу из «Севастопольского вальса» Константина Листова, сильную, бескомпромиссную, сражавшуюся в рядах защитников Севастополя. Так сочувствовали русской девушке Маше Ивановой, ставшей актрисой Мэри Ив, лишившейся родины в годы войны, из оперетты Вано Мурадели «Девушка с голубыми глазами». Так искренне разделяли горе матери бывшего солдата Мити Громцева, у которого война отняла здоровье, из «Беспечного гражданина» Анатолия Затина.
Актриса считала, что не имеет права на работу среднюю, равнодушную, и создавала характеры незаурядные, крупные. В ее исполнительском списке — целая галерея женщин, способных на сильные чувства, умеющих любить. Среди них Анджелика из «Черного Дракона» Доменико Модуньо, первого мюзикла, появившегося на уральской сцене, зажигающая оптимизмом Долли Леви из «Хелло, Долли» Джерри Германа.
Благородное дело затеяли в театре — вспомнить наиболее яркие страницы своего творческого пути. В сезоне нынешнем из большого цикла пройдут четыре вечера, содержание которых организаторы определяют как «уникальные видеосвидетельства и «живые» воспоминания о звездах свердловской сцены, ставших легендами, о легендарных постановках, вошедших в историю».
Первый вечер закономерно посвятили Анатолию Мареничу (1905—1972), назвав его «Блистательный Маре» и дав подзаголовок — «Народный артист РФ Анатолий Маренич на экране, на сцене и в жизни». Прав был бывший главный режиссер театра Владимир Курочкин, свидетельствовавший, что ни один артист не имел такого успеха, как Маренич, ни один актерский дуэт не был так популярен, как дуэт Маренича и его жены и партнерши Полины Емельяновой. Нынешний зрительный зал имел возможность убедиться в этом, просматривая фрагменты видеозаписей с Мареничем в ролях разбойника Трепло («Черный Дракон»), владельца похоронного бюро «Милости просим» Терентия Кузькина («Анютины глазки»), в дуэте с Емельяновой из «Свадьбы в Малиновке». Вариант мольеровского «мещанина во дворянстве», простодушного до глупости, представлен артистом в музыкальном фильме «Званый вечер с итальянцами».
Благодаря кадрам старых телепередач мы смогли увидеть Маренича и в жизни. Вот он идет по улице, входит в театр, к нему подходят артисты…
Кстати сказать, уже много лет в театре вручается ежегодная премия имени Маренича за лучшую роль. К тому же нынешний год — юбилейный: у Маренича в январе 100-летие со дня рождения, у Энгель-Утиной в июне — 90.
Следующий вечер цикла ждет поклонников театра в последних числах марта и будет посвящен началу творческого пути нынешнего главного режиссера Кирилла Стрежнева. Для апрельской встречи выбрана тема: «Свердловская музкомедия о войне, о памяти, о вечном».
В вечерах широко участвуют молодые артисты, выступают с отрывками из оперетт, в которых когда-то блистали мастера. Интерес и уважение к истории театра проявляются, кстати, и в том, что каждой весной молодежь этого коллектива проводит традиционный субботник на Широкореченском кладбище, приводя в порядок дорогие могилы.
Остается сказать, что за роялем был прекрасный пианист, главный дирижер театра Борис Нодельман, а автором идеи и режиссером цикла выступил бывший редактор редакции художественного вещания Свердловской телерадиокомпании Герман Беленький, сохранивший ценные видеозаписи.