Живые души в большом городе
https://www.muzklondike.ru/events/zhivie-dyshi-v-bolishom-gorode
Постоянный участник фестиваля «Видеть музыку» (проводится Ассоциацией Музыкальных театров при финансовой поддержке Министерства культуры РФ, с использованием гранта Президента РФ, предоставленного Президентским фондом культурных инициатив), Свердловский театр музыкальной комедии привез на нынешний, девятый смотр три очень разных спектакля: недавнюю премьеру – музыкальную драму «Маскарад» Игоря Рогалева/Юрия Димитрина, современную версию классической оперетты Франца фон Зуппе «Влюбленный Боккаччо» и легендарный мюзикл «Мертвые души» Александра Пантыкина/Константира Рубинского.
Этой осенью «Мертвым душам» – пятнадцать лет. Работа Кирилла Стрежнева, многолетнего худрука Музкомедии (его памяти посвятили фестивальный показ, предварив специальным объявлением), знаменитого режиссера и педагога – одна из «несущих конструкций» объемного репертуара театра. У спектакля огромное количество премий и наград, а Евгений Зайцев, первым сыгравший Павла Ивановича Чичикова (роль создавалась специально под него), стал настоящей звездой жанра. За время существования, конечно, актерский состав обновился, но основные линии режиссерского рисунка остались неизменными. А смыслы, вложенные драматургом Константином Рубинским, зазвучали намного острее и злободневнее (от центральной темы «пойдет писать губерния – костей не соберешь» больше страшно, нежели смешно – притом что блестящие тексты Рубинского имеют юмористическую, с оттенком изящной сатиры окраску). И великолепная музыка Александра Пантыкина, забирающая внимание с первых минут, неподвластна времени (неспроста «Души» его самое популярное сочинение, регулярно появляющееся на афишах российских театров). Самобытный стиль композитора, вихрем закружившего в партитуре множество жанровых оттенков, мастерски подчеркнул дирижер Антон Ледовский, управлявший оркестром на московском показе.
Вместе с художником Сергеем Александровым и хореографом Сергеем Смирновым Кирилл Стрежнев создал на сцене завораживающе-мрачную и иронично-веселую фантасмагорию. Абсолютно гоголевскую, но не замкнутую на привычных «книжных» образах. Скрипят полы и двери, танцуют призраки в белом, лихо маршируют чиновники в одинаковых зеленых мундирах (из-за чего кажется, что это один человек размножился), взмахивают пышными подолами дамы, озабоченные только модными веяниями, капитан-исправник выводит витиеватые оперные пассажи. Действие настолько динамичное и насыщенное, что не успеваешь выдохнуть. Сны и явь смешиваются – и вот уже к Чичикову приходит черной тенью собрат-интриган Хлестаков (и, еше больше все запутав, растворяется в воздухе), а вот весь сонм гоголевских героев готов растерзать бедолагу Павла Ивановича, и тот становится Хомой Брутом, прячась в очерченном мелом круге.
Актерский ансамбль в «Душах» буквально сверкает и искрится. Евгений Толстов играет Чичикова не только очаровательным умным пройдохой, но и мечтателем, ищущим «красивой жизни», которой он никогда не знал и не видел. Уверенный «легкий» голос, пластичность, обаяние – красавец, «дамские слезы». Этому Чичикову бы по бульварам гулять, а не в глухой провинции выживать. Возлюбленная Чичикова Лизонька получилась у Екатерины Мощенко романтичной натурой, жаждущей истинных чувств, и в то же время сильной женщиной (актриса превосходно передает вокально происходящие с героиней изменения – от юной трепетности до уверенности и даже жесткости). Она и коня на скаку, и в горящую избу, если понадобится. И с Чичиковым они идеальная пара. Вполне сегодняшняя.
В колоритной компании помещиков хороши все, но особенно выделяются двое. Олег Прохоров наделяет своего Ноздрева огненным темпераментом и абсолютной безбашенностью. Этот Ноздрев – настоящая рок-звезда: развевающийся халат, сабля наперевес, мощный вокал. А Владимир Смолин тонко и смешно играет уютную, кругленькую Коробочку, простодушную, но не желающую упускать своего.
Несмотря на «возраст», «Мертвые души» в Москве смотрелись как премьера. Не всякий новый спектакль выглядит так свежо, ярко, увлекательно и мудро. И, если говорить о больших образцах русского мюзикла, то «Мертвые души» как раз из таких. На которые стоит ориентироваться при разговоре о возможностях жанра на отечественной почве.