«Вы хотите, чтобы я пересказал весь танец?»
— Мы уже давным-давно отошли от канканчиков! — веско заявляет генеральный директор Театра музкомедии Михаил Сафронов на вопрос о том, соотносится ли фестиваль современного танца с основным направлением театра — собственно музыкальной комедией. Действительно, Музкомедия давно отошла от формата легкомысленных оперетт, о чем свидетельствует и номинация музыкальной драмы «Белая гвардия» на «Золотую маску», и международные успехи группы «Изумруд», в театре базирующейся, и авангардные постановки «Эксцентрик-балета» Сергея Смирнова, а скоро в театре появится свой биг-бэнд.
Фестивалю «На грани» уже пять лет, и свой небольшой юбилей он празднует уже в статусе международного. На этот раз участниками фестиваля стали известные танц-компании из разных стран. Эстонцы «Fine 5», литовцы «Arts Printing House», пермский балет Евгения Панфилова, челябинский театр современного танца Ольги Поны, костромские дебютанты «Диалог Данс», наши славные «Провинциальные танцы» и ТЮЗ, и это далеко не полный список студий, которые в этом году выступают на грани современного танца. Многие коллективы представляют на спектакле по нескольку спектаклей.
Арт-директор фестиваля Лариса Барыкина рассказала о том, как отбирали коллективы для фестиваля:
— Принципы отбора были таковы: первый — это профессионализм коллектива. Второй — разнообразная афиша. И третий — это эксклюзив. В этом году на фестивале состоится целых шесть мировых премьер!
Одним из самых ярких моментов фестиваля обещает стать выступление эстонской студии «Fine 5». Об истории создания одного из спектаклей, который они представят, рассказал хореограф Рене Ныммик:
— Вы хотите, чтобы я пересказал весь танец? Это невозможно. Но я могу рассказать о том, что нас вдохновило. Постановку «Before I leave, I say» мы посвятили студии в центре Таллина, которую арендовали 15 лет. Там мы работали, смеялись, плакали, пережили целую эпоху. И в 2011 году нам отказали в аренде по, наверное, экономическим причинам. Было невыносимо грустно покидать ее, и это вдохновило нас на создание спектакля.
О ситуации, в которой в Эстонии находится современный танец, Рене рассказал так:
— У нас это очень маргинальное искусство. Профессиональные балетные люди боятся войти в этот мир, точно так же, как и у вас. Но сейчас намечается сближение этих двух миров.
Аналогичное сближение намечается и у нас: одним из участников «На грани» стал Екатеринбургский театр оперы и балета со своим проектом «Dance-платформа».
Открыла фестиваль постановка «The Swans» — совместное творение балета Евгения Панфилова и немецкого хореографа Рафаэле Гиованола. Этот спектакль-импровизация шел на главной сцене, параллельно с этим на сцене новой «Провинциальные танцы» показывали «Забыть любить» — совместное с голландскими хореографами творение, о котором мы уженеоднократно писали. Начало прошло громко и впечатляюще — то ли еще будет!
От одного взгляда на афишу глаза моментально разбегаются в разные стороны, хочется побывать на каждом из этих спектаклей. Мы рекомендуем вам довериться внутренней интуиции, слушать свое зоркое сердце — оно подскажет вам верное решение. А также рекомендуем не пропустить спектакль «Может быть» — совместную постановку екатеринбургского ТЮЗа и французского режиссера Эмили Валантен: судя по нашему интервью с хореографом Александром Петражицким, это будет весьма интересно.
P. S. А еще «На грани» — это отличный фильм 97-го года, в котором Энтони Хопкинс и Алек Болудин спасаются от медведя.