ПРЕССА

Умер Михаил Сафронов

19 декабря 2019, Сергей Коробков, журнал "Страстной бульвар" выпуск №4-224/2019

 

Выпуск №4-224/2019, Скорбная весть

Умер Михаил Сафронов (Екатеринбург)

Михаил САФРОНОВ ушел на лету, не дав опомниться ни себе, ни многочисленным друзьям и коллегам, ни многочисленной команде своего театра - Свердловской музкомедии, которой он управлял два десятка лет. Многие не поверили, что его не стало - перезванивались, перепроверяли - неужели правда, не может быть, чей злой умысел заставил судорожно нажимать клавиши телефонов и компьютеров и жадно хватать воздух, которого вдруг оказалось ничтожно мало вокруг.

Оказалось - правда. Скорбная весть застигла врасплох, набросила на Год театра високосную тень, заставила плакать. Но - не молчать.

Дабы унять боль и хоть как-то смириться с неизбежным, люди стали писать о нем: о Мише, о Михаиле Вячеславовиче, о Сафронове. О Генеральном директоре. Об одном из безусловных лидеров театрального дела. О профессионале и мыслителе. Деятеле и творце. Стали называть его человеком-праздником, человеком-оркестром, человеком-мюзиклом: старались сказать невысказанное, проговорить не проговоренное, отдать должное. Осознать непоправимое. Хочется верить, что он услышал...

Сафронов родился в Ирбите, в школьном драмкружке играл влюбленного юнца-гитариста, в портфеле держал открытку Госкиноиздата, с которой смотрел Иннокентий Смоктуновский в роли Гамлета. Попав однажды в областной центр на спектакль Театра музкомедии «Севастопольский вальс», смутно почувствовал, что его призвание - театр. Пустился мечтать и выбирать дороги. В Минске окончил театрально-художественный институт, в Москве - Высшую школу деятелей сценического искусства, в 29 лет его назначили руководить ТЮЗом, больше десяти лет он возглавлял Управление культуры администрации Свердловской области, дальше поднимал местную драму, а в 1999-м пришел директором в Музкомедию, чей 85-летний юбилей, отмеченный в 2018-м крупнейшим музыкальным форумом, предшествовал его юбилею - 70-летию. К датам поспела новая книга, инициированная, как и форум, Сафроновым, и названная «Счастливое место».

Михаил Сафронов нашел свое счастливое место - театр. С младых лет верил в его непреходящую силу - преобразовывать жизнь, служил ему истово, не сохраняя себя, но оберегая тех, кто искусством преображения владел и умел делать людей счастливыми.

За внешним обликом Сафронова - по фактуре легкого, в общении - непринужденного, в быту - веселого, в делах - неугомонного, прятался парень с гитарой, однажды решивший рискнуть, связать свою судьбу с театром, выбрать его как счастливое место.

Риск и выбор сделались определяющими качествами директора, какого ставили в пример всей театральной России. Радостная улыбка, почти никогда не сходившая с лица Сафронова, скрывала от соглядатаев его несгибаемый прагматизм: он умел без проволочек и рефлексий запустить любое дело и просчитать готовый результат. Случись ошибка - она его не смущала, а становилась необходимым звеном в цепи твердого движения вперед, к просматриваемым за горизонтами победам.

Романтик никогда не терял почвы под ногами. Может быть поэтому настоящее счастье - человеческое и профессиональное - не отворачивалось от него и обнимало собою тех, кто его искренне любил и кого любил он. Его смерть в этом заведенном порядке ничего не сможет изменить. Сделанного и сотворенного им хватит надолго - он позаботился обо всех.

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!