Ты не прощайся
https://muzlifemagazine.ru/ty-ne-proshhaysya/
В Свердловской музкомедии показали премьеру лирической притчи по произведениям Микаэла Таривердиева
Спектаклем «Ты не прощайся» режиссер Филипп Разенков отметил свой первый сезон в качестве художественного руководителя театра. Это его третья встреча с музыкой нашего известного композитора: будучи главным режиссером Театра оперы и балета Удмуртии, Разенков поставил в Ижевске концерт-спектакль «На Тихорецкую состав отправится», а в Зале Прокофьева Мариинского театра – монооперу «Ожидание». Теперь для жителей Екатеринбурга сделана совершенно оригинальная постановка с самостоятельным сюжетом и драматическими диалогами. Опытный драматург Константин Рубинский, на чьем счету более 40 либретто к мюзиклам, опереттам и детским спектаклям, в соавторстве с Максом Трефа создал логичную историю. Герой получает загадочную открытку от бывшей возлюбленной с манящими словами: «Встретимся на море». И Максим, человек невыразительной судьбы (как его окрестили создатели), пытается что-то исправить в своей бесцветно прошедшей жизни. Лейтмотивом становится тема пути, поезда, который необходимо догнать. А по дороге герою встречаются люди со своими печалями и радостями, и их житейские рассказы и являются притчами, в иносказательной форме подсказывающими Максиму «правильный» выбор.
«Лично для меня это спектакль о некоем человеке, который умер и находится в Чистилище, в стадии перехода в мир иной, – поделился нюансами концепции Филипп Разенков. – На этом пути ему встречаются люди, в итоге оказывающиеся его родственниками. Эти встречи помогают ему принять решение, как и куда его душа пойдет дальше. Но я не хотел это декларировать – зритель может добавить свои смыслы и ассоциации. Я спокойно отношусь к тому, что как режиссер не на все могу ответить, и все рациональным образом объяснить – не только в театре, но и в жизни. И в этом для меня сюрреализм: я же не могу рационально объяснить, за счет чего музыка Таривердиева в меня “попадает”. Уверен даже, что какие-то вещи не надо объяснять – они как сновидения».
Очевидно, что зрители, вряд ли угадывающие такие глубинные подтексты, прежде всего попадают под магию мелодий Таривердиева. И какой бы ни был сюжет, главное в этом спектакле – конечно же, музыка, прозвучавшая в специально созданных аранжировках для симфонического оркестра и солистов. Дирижер Борис Нодельман, блестяще проведший премьеру, кое-где позволил себе отойти от авторских трактовок, сделав, к примеру, песню «Маленький принц» героической кульминацией-апофеозом за счет более массивной инструментовки и добавления хора. Но зал был готов подпевать и этой версии, встречая на ура все номера – и знакомые всем до боли «Не думай о секундах свысока», «Если у вас нету тети», и известные больше знатокам романсы из вокальных циклов на стихи Вознесенского и Цветаевой. Не была против и Вера Таривердиева, приглашенная на премьеру. Супруга и хранительница наследия композитора приветствовала поиски постановщиков: «Творчество Микаэла Леоновича должно жить. Важно, чтобы интерпретация была талантливой и убедительной. История получилась чудесная…»
Одним из сильнейших моментов спектакля стал финал первого действия. Режиссер не побоялся взять целиком монооперу «Ожидание», сделав ее высказыванием «от имени» той самой загадочной незнакомки, отправившей письмо с приглашением на свидание. В моноопере, как мы знаем, показан весь спектр эмоций женщины, ждущей встречи и боящейся, что к ней никто не придет и она вновь останется в одиночестве. С мощной, зашкаливающей экспрессией получасовой монолог провела Ольга Балашова, вызвав горячее сочувствие не только «рядовых» зрителей, но и заместителя губернатора Свердловской области Павла Крекова, министра культуры Свердловской области Светланы Учайкиной и других представителей власти. Приятно, что в регионе такое серьезное и неформальное отношение к культуре, к классическому искусству, к музыке.
В Свердловской музкомедии работают без приглашенных звезд, опираясь на силы труппы, и постановка продемонстрировала прекрасную форму артистов и всей команды. Ведь не секрет, какую большую роль в современном музыкальном театре играет звукорежиссер: качественная подзвучка, точно выстроенный баланс – это уже половина успеха. Здесь слова благодарности адресуем Сергею Мещерякову: голоса звучали естественно, с сохранением тембральных красок, весь текст был понятен. Из солидного количества персонажей хотелось бы назвать, безусловно, Леонида Чугунникова – исполнителя центральной роли Максима, характерную «старуху» Галину Петрову, Анатолия Бродского, сыгравшего трагического смотрителя путей Самсона, Ирину Цыбину – кокетливую проводницу… Кстати, в повествование были вплетены некоторые подробности из биографии композитора, в частности его любовь к серфингу, доску для которого вез в поезде бывший милиционер Герасим (Евгений Елпашев).
Хотя действие разворачивалось в лаконичных декорациях (художник-постановщик – Елена Вершинина), но скамейка, столб с фонарем, будка стрелочника на переезде – все напоминало об антураже быта и фильмов советских времен. Поэтому вплетение в канву событий пионеров и вообще темы первой подростковой влюбленности оказалось очень уместным, как и приглашение юных артистов из студии при театре. Чтобы новые поколения не только зрителей, но и артистов приобщались к наследию Микаэла Таривердиева – к чистому, искреннему и возвышенному, хранящему романтический огонь.
Впереди юбилейный сезон, и откроет его музыкальная драма «Маскарад» петербургского композитора Игоря Рогалева по драме Лермонтова в постановке Нины Чусовой.