Театральные споры с участием интернета
Музкомедия отметила юбилей
В течение пяти дней в Екатеринбурге продолжался Международный конгресс "Музыкальный театр: оперетта и мюзикл сегодня" Именно так, деловым разговором о положении любимого вида искусства, Свердловский академический театр музыкальной комедии решил отметить свое 75-летие.
Театр сам дал почву для дискусcий: ежевечерне шли спектакли, мастер-классы, посвященные секретам актерского искусства, вокала и пластики, проведенные специалистами коллектива. Дополнялась панорама творческими встречами с композиторами, драматургами, режиссерами, так что автор музыки "Екатерины Великой" Сергей Дрезнин (Париж, Франция) мог ответить на вопросы об гой своей работе, мировая премьера которой прошла на екатеринбургской сцене, композитор Александр Пантыкин (Екатеринбург-Москва) и драматург Константин Рубинский (Челябинск) -о спектакле "www.силиконовая дypa.net", созданном на основе сочиненного ими произведения.
Гостей было множество - из музыкальных театров России и СНГ, не говоря уж об обеих столицах. Съехались организаторы театрального дела, режиссеры, актеры, критики. Состоялась презентация книг об оперетте и мюзикле России, в том числе только что созданных в Екатеринбурге - "Нескучный сад: превращения музыкального спектакля в России. XX век" московского театроведа Виктора Калиша и двухтомника "Все началось с "Роз-Мари", обобщившего творческий путь Свердловского театра музыкальной комедии.
Сами себя защищали
Редкостный парадокс заключается в том, что все годы своего существования тот вид искусства, который представляли участники конгресса, в нашей стране остро нуждался в защите. В послереволюционной России оперетту вообще не считали полноценным искусством. Когда в ноябре 1917 года декретом Совета народных комиссаров все театры России были переданы в ведение наркомата по просвещению, коллективы оперетты там даже не упоминались. Однако оперетта, несмотря на реально существующие проблемы, жила и не собиралась умирать, а главное - была любима зрителем. Ее обвиняли в "буржуазном влиянии" на новую публику, а она принялась энергично осваивать новые темы и жанры и доказывать свое право на существование.
Сами же деятели этого театра взялись формулировать его специфику, определять содержательные и эстетические особенности, участвовали в совещаниях и форумах, на которых можно было бы отстаивать свои взгляды, анализировать опыт. Конгресс был естественным продолжением этой традиции, и важной темой всех разговоров стали взаимоотношения оперетты и мюзикла. Который укреплял свои позиции на российской сцене,
- Я не вижу оснований говорить о жанре оперетты после завершения неовенской оперетты, - провозгласил либреттист из Санкт-Петербурга Юрий Димитрин. - В современных европейских странах нет даже попытки называть опереттой то, что сочинено в более поздний период. Я вижу существование трех жанров: оперетты, музыкальной комедии и мюзикла, а переделку текстов классических оперетт считаю необходимой. Если не будем их переделывать в соответствии с нынешними реалиями, современная публика не улыбнется!
В свете этих соображений понятно внимание, которое вызвало сообщение театроведа и театрального менеджера, интенданта Оперы Лейпцига (Германия) Анри Майера о судьбе оперетты и мюзикла в Европе, и даже шире - о судьбе всего музыкального театра. По мнению докладчика, несмотря на интерес публики к звездам, распространения дисков и т.д., опера сейчас переживает кризис. Причины - в особенностях развития общества, растущей конкуренцией со стороны других форм и видов искусства, претендующих на зрительское/слушательское внимание. Интерес к оперетте заметно упал после Второй мировой войны, однако к концу XX века стабилизировался. Оперетта идет в самых разных странах, имеет свою публику, в основном, зрелого возраста. Молодежь больше тянется к мюзиклу. В общем, есть все основания надеяться, что кризис будет преодолен - слишком глубоко вписано музыкальное искусство в историю человеческой цивилизации, а музыкальный язык понятен всем.
Оцифровав музыкальный текст
Возможности приобщения к музыкальному театру революционно расширил интернет. Согласно данным, сообщенным преподавателем Российской академии театрального искусства, одним из основателей и организаторов фестиваля "Театральная паутина" Игорем Овчинниковым (Москва), а также проекта "Страницы московской театральной жизни" (Theatre.Ru), любой спектакль в интернете смотрит гораздо больше людей, чем вмещает самый вместительный зал. Фестиваль "Театральная паутина" позволяет организовывать прямую трансляцию лучших спектаклей. Но фестиваля - раз в год - уже мало. Поэтому по средам в интернет сейчас запускаются спектакли в записи.
Уже витает в воздухе идея дистанционного обучения. Новые технологии позволят проводить мастер-классы, подобные состоявшимся на конгрессе в Екатеринбурге, для самой широкой аудитории, наладить интернет-общение с выдающимися деятелями театра, да и вообще искусства
Участников конгресса беспокоит, что очень слаб приток молодежи в цех критики, а критика не аналитична, а наступательна. "Выросло поколение молодых людей, - говорит обозреватель "Российской газеты" Валерий Кичин, - которое искренне думает, что самое лучшее, что есть на земле, - это мюзикл "Красавица и чудовище", идущий в Москве. Более сложные явления музыкального театра такой аудитории недоступны, и с этим надо что-то делать".
Любил ли Онегин Ленского?
Во время дискуссий не раз звучала мысль: с устаревшими темами и идеями эффективно бороться можно только одним путем - рождать новые, более яркие и талантливые. Театры задыхаются без современных острых пьес. Но где их взять? Как стимулировать композиторов и драматургов, если нечем заплатить за труд авторов, нет механизма защиты авторских прав? По мнению либреттиста Константина Рубинского, сейчас это один из самых острых вопросов: без современных пьес любой коллектив задохнется, превратится в мертвый театр.
При постановке классики возникает другая проблема. Эти спектакли или уныло-традиционны, или страдают от режиссерского произвола, порой делающего произведение неузнаваемым. Особенно нигилистична молодая музыкальная режиссура, берущая в качестве примера для подражания авангардные западные образцы. Трактовки порой просто чудовищны. В одном из европейских театров, например, "Евгения Онегина" Чайковского поставили как спектакль, в котором Ленский с Онегиным любят друг друга и ночь перед дуэлью проводят в одной кровати. Возня с оружием влечет роковой выстрел. Совсем не по-пушкински ведет себя и Татьяна. В сцене объяснения она без стеснения прыгает на Онегина, обнимая его торс ногами. Это, конечно, крайний пример, но и в наших условиях, будь классики живы, они вполне могли бы подать на иных режиссеров в суд...
Уже после Конгресса организаторы юбилея подарили екатеринбуржцам еще два праздничных вечера - кальмановский спектакль "Графиня Марица" с участием венгерских актеров. Солистов из Венгрии Барбару Боди и Кароль Пеллера, как и наших актеров, встречали овацией.