Театральное сообщество России шагнуло в новый этап развития
В Москве состоялся VI съезд Союза театральных деятелей РФ. А это ? не просто внутренняя жизнь 75 отделений Союза в субъектах федерации, это ? общая картина театральной ситуации в отечестве, обнародование проблем, попытка сообща решать их. Правда, нынешний съезд оказался менее демократичен, чем надо бы для решения проблем.
? К сожалению! ? подчёркивает делегат съезда президент Ассоциации театров Урала Михаил САФРОНОВ, ответивший на вопросы ?ОГ? сразу по возвращении из Москвы. ? Не было прессы. Не было корифеев театра, способных даже авторитетом своим лоббировать ?в верхах? интересы театра. А представители Министерства культуры РФ, традиционно поприветствовав съезд, так же традиционно тут же и удалились? Зато впервые работа съезда транслировалась в интернете в режиме он-лайн, и любой россиянин мог обратиться к съезду с вопросом.
- Любопытно: и о чём же спрашивали?
? Полагаю, многие недооценили возможности интернет-контактов со съездом, отреагировали поверхностно и? по-хамски. ?Ну, и зачем вы собрали такое старичьё?? ? один из главных прозвучавших вопросов. Грустно! Если не сказать больше. Съезд творческого союза ? не шоу красоты или конкурс ?А ну-ка, парни!?. Когда речь о профессиональной состоятельности, возраст ? не критерий. Тут задача ? не ?лицом поиграть?. Да, на трибуну выходили заслуженные, порой ? уже с сединой на висках, люди, но это было истинное знание того, что именуется ?Театр России ХХI века?. Знание ситуации в регионах. Говорили о судьбе квартиры-музея Мейерхольда, о роли Художника в гуманитарных новациях России, о том, созвучны ли наши спектакли времени? О судьбе молодых в театральном деле съезд тоже ставил вопросы!
- Общая проблема молодых сегодня ? профессиональная невостребованность. Вузы учат, выпускают и?
? ? ?иди на все четыре стороны, дорогой?. Так и у нас ? то же самое! К примеру, Екатеринбургский театральный институт выпускает в год около 20 театроведов-менеджеров ? людей, знающих досконально историю театра и умеющих организовать процесс. Должность высшего пилотажа в театре. Но молодой специалист, помыкавшись без жилья, без достойной зарплаты, уходит? в таксисты. Про 80?90 процентов выпускников мы вообще не знаем, где они осели. При этом не будем забывать: на подготовку специалистов тратятся огромные деньги, а в итоге положение в отрасли культуры не улучшается. Это не уральская ситуация ? общероссийская!
- Но российский съезд профессионального сообщества чем и хорош ? проблема не только озвучивается. Где-нибудь вдруг обнаруживается и прецедент её решения?
? Верно. К примеру, ?Московская оперетта? набрала сейчас курс в знаменитой ?Щуке? ? институт готовит ребят специально для этого жанра, этого театра, а в театре их ждут. А мы поделились своей инициативой. С Екатеринбургским театральным институтом достигнута договорённость о том, что он через год, в очередь, будет выпускать наряду с театральными менеджерами заведующих художественно-постановочной частью. Сегодня и этих организаторов театрального процесса катастрофически не хватает в стране. Печёмся о подготовке творцов (режиссёр, актёр, театральный художник), но чтобы идеи того же художника стали реальностью, нужны краснодеревщик, сварщик, постижер, гримёр? Нужен и организатор театрально-технического процесса.
Екатеринбургский театральный институт будет готовить (идея в стадии согласования, получения лицензии) специалистов прежде всего для регионов Урала, но создав этот замечательный прецедент, Урал поможет и России в целом решить проблему с дефицитом ?завпостов? для театров.
- А жаль, что представители министерства культуры покинули съезд. Не все проблемы регионы могут решить самостоятельно. Многие ? прерогатива только минкульта. А иные, похоже, и начинаются ?от головы??
? Да, на съезде обсуждался вопрос самостоятельности, дарованной театрам. Как бы дарованной. Государство всё больше стремится выпустить театры в свободное плавание. Понимаем: веяние времени, рынок? Но вот мы, конкретно ? Свердловская музкомедия, вошли в ?автономию?. А сейчас принимаются всевозможные дополнения к пресловутому 94-му федеральному закону, согласно которым театры снова должны участвовать в разного рода конкурсах. Ради чего бились? Где самостоятельность? Образно говоря, чуть-чуть отпустив вожжи, их тут же натягивают. Неужели испугались, что ?на самостоятельности? театры заработают лишнего? Да у нас до сих пор в иных театральных профессиях зарплата ? 8 тысяч рублей!
Сегодня над театрами навис ещё один ?дамоклов меч?. Принято постановление о грантах (дело-то хорошее), которые, однако, финансируются как ИНЫЕ субсидии, то есть при наличии средств.
Другими словами ? в любую минуту их могут отменить. Как мне под эти субсидии что-то планировать? А ведь с нас требуют! Премьера ?Белой гвардии? запланирована в театре на конец 2012 года, ещё нет художественного решения спектакля, а все деньги уже надо ?застолбить?. Это издание книги, написанной рукописи, можно загодя, за год, просчитать до копеечки, у театра ? иная специфика. А если к тому же субсидии, под которые я как директор заключил договора, взяли да отменили? Руководителя театра просто в тупик загоняют!
- Не по этим ли причинам Свердловская музкомедия до сих пор не открыла Малую сцену, хотя открытие планировалось на 10 октября?
? И по этим ? тоже. Можно, наверное, пойти на компромиссы: люстру попроще, краску подешевле ? но учреждение культуры создаётся не на год (а спектакль ? не на неделю проката), поэтому убеждён: всё должно создаваться по высшему разряду.
- Сегодня театры, строго говоря, продолжают выживать. Нередко в одиночку. Союз театральных деятелей, профессиональное братство ? единственная возможность и гарант решать проблемы сообща. Тем не менее однажды прозвучала идея самороспуска СТД?
? Да, и этот эпизод ?шептального реализма? на встрече Президента России с деятелями культуры можно увидеть в Интернете. Благо, президент отреагировал адекватно? Распустить СТД или трансформировать его, по примеру Америки, в профсоюз (а значит, он будет занят лишь защитой прав работника) могут предлагать только те, кто сам бездействует, либо у кого в силу национального статуса коллектива все проблемы решены ? в том же столичном МХТ зарплата одевальщиц по 60?70 тысяч рублей, про остальное и не говорю. Для всех других СТД ? последняя надежда. И великая сила. Один только пример ? судьба Санкт-Петербургского дома ветеранов сцены имени Марии Савиной, которому была посвящена солидная часть работы съезда. Дом, в котором проживает около 100 ветеранов театра со всей страны, без ремонта с 1953 года! Там надо кардинально всё менять. Команда Александра Калягина пять лет жизни потратила на то, чтобы привлечь внимание к проблеме, и добилась: на капитальный ремонт Дома ветеранов выделено 2 миллиарда 600 миллионов рублей из средств управления делами президента России, на время ремонта наши коллеги-ветераны переселяются в санаторий СТД в Комарово?
Кстати, народный артист России Александр Калягин единодушно избран председателем СТД России на новый срок, на очередные пять лет.
- А вас, Михаил Вячеславович, мы, уральцы, должны поздравить с очередным, после трёх предыдущих созывов, избранием на пост секретаря СТД?
? Спасибо. 5 декабря состоится первое заседание секретариата СТД нового созыва. Решения съезда будут разосланы в регионы. Сразу после этого соберём правление Свердловского отделения СТД и ? как говорится, за работу! Проблем достаточно, но и идей, проектов ? не меньше.
Кстати:
На общем фоне Свердловское отделение СТД России ? из числа наиболее креативных и деятельных. В частности, на съезде положительно оценены инициатива и усилия уральцев по проведению Всероссийского форума ?Театр: время перемен?.
Вместе с тем уральцам-членам СТД предстоит работать над главными задачами, сформулированными на съезде. Продолжить активный диалог с властью, который сложился у СТД за последние годы. Продвигать в регионе принятую 10 июня 2011 ?Концепцию долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года?. Другие ?задачи дня? ? создание некой организации (Дирекции российских театров), которая полностью взяла бы на себя урегулирование и решение всех, включая кадровые, вопросов театральной жизни (Минкультуры, в силу своих обязанностей, занимается лишь федеральными театрами); необходимость всеобщего перехода к контрактнойсистеме, которая ?должна в разы увеличить актёрские зарплаты?, восстановление института главных режиссёров.