Театр, созвучный времени
В конце 20-х начало 30-х годов в России вновь появились состоятельные люди, жаждавшие развлечений. На этой волне оперетта стал чрезвычайно популярной и, наконец-то, получила государственную прописку на сценических площадках страны. Свое кафешантанное и водевильное прошлое оперетте предстояло искупить отказом от буржуазно-игривой направленности в сторону советского репертуара с новыми героями и новым содержанием. Так один за другим по стране открываются театры «легкого жанра». Первым стал в 1926 году в Хабаровске, затем Московский театр оперетты, Ленинградский и четвертым - Свердловская музкомедия.
Ни здания, ни труппы, ни оркестра, ни балета… – ничего. Именно из этого «ничего» первому директору и художественному руководителю Свердловской музкомедии, молодому артисту драмтеатра Леониду Луккеру, по заданию партии, предстояло создать театр оперетты. И всего за два с половиной месяца сказка стала былью.
Новую труппу приходилось собирать по крупицам. Вот уж действительно - с миру по артисту, по танцовщику и по музыканту. В.Цаплин, в то время главный балетмейстер Большого театра, «благословил» в новорожденный театр целый выпуск Московского хореографического училища, двух солистов пригласили из Ленинградской оперетты - М.Викс и Н.Дашковского, за остальными Леониду Луккеру пришлось отправиться в Полтаву. Узнав, что небольшой коллектив артистов оперетты кочует по Украине, он предложил им всем составом перебраться на Урал. Решение приняли не сразу. Пугали неизвестность, расстояние и климат. Но дело решил Сергей Дыбчо: «Товарищи, вы знаете, я не совсем здоров. Урал... Климат... Но я рискую, еду!».
Итак, боеспособный коллектив был собран. Осталось самое главное - сыграть премьеру, да так, чтобы весь город всколыхнулся, чтобы все поняли, открылся театр - новый, дерзкий и талантливый, театр созвучный времени.
Для постановки первого спектакля выбрали не традиционную классическую оперетту, а совсем новую, еще малоизвестную – «Роз-Мари» американских композиторов Р.Фримля и Г.Стотгардта. Приглашенный из Ленинградской музкомедии режиссер А.Н.Феона. получил полный «карт бланш» - творческую свободу и возможность реализовать все свои самые смелые идеи. Лучшим местом для новаторства, чем сцена нового театра, не отягощенного «махровыми» традициями оперетты, актерскими штампами, мелкими интригами не придумаешь. Смелое художественное решение, которое предложил ленинградский художник В.Басов вторило общей идеи - создание театра не похожего на другие, не боящегося самого смелого эксперимента. Для оформления «Роз-Мари» В.Басов использовал неожиданный материал – мягкую жесть. Это позволило создать выразительный световой эффект. Полукруглый станок, наклоненный в сторону зрительного зала, соединялся сзади со стеклянной крышей. Сквозь эту стеклянную полусферу виднелись снежные горы, освещенные таинственным лунным светом. Параллельно с постановочной частью велась титаническая работа с хором и оркестром. Искушенному Свердловскому зрителю было бы не достаточно только внешнего эффекта - костюмов, декораций, сложных мизансцен, поэтому требования к вокалистам предъявлялись самые высокие. Дирижер-постановщик Е.Синицин после первой репетиции в ужасе воскликнул: «Боже мой! Они же поют в унисон!» Тогда сложно было представить, что через некоторое время и хор и солисты и оркестр покорят своим профессионализмом Свердловскую публику. День премьеры неумолимо приближался, по городу уже разлетелась весть об открытии театра оперетты, отступать было не куда. И вот..
«Наступило утро 8 июля 1933 года. В здании театра все замерло. Кажется, даже сами стены насторожились. И вот уже заполняются кресла. Первый звонок. Касса сообщает: «Билетов больше нет», а люди идут и идут.» Второй звонок. Оркестр настраивает инструменты, но и зал не отстает: шумно. Публика взволнована.
Третий звонок. Свет в зале медленно гаснет. Только мягко мерцают пюпитры. Началась увертюра «Роз-Мари».
Первое испытание проходят хор с оркестром... Все благополучно. В зале появились улыбки. Ждем появления героя. А вот и Джим - Н.Дашковский. И наконец Роз-Мари - М.Викс. Зазвучал голос и сразу забрал в плен слушателей.
После первого акта уже чувствовалось зрительское одобрение. У всех появилось второе дыхание. Второй и третий акты закончились под дружные аплодисменты.
За кулисами объятия, поцелуи. И... опять кто-то плачет, но теперь уже от радости.
Рождение Свердловского театра музыкальной комедии состоялось»
Рождение театра состоялось, а дома своего еще не было. Два года мыкаясь по различным сценическим площадкам города, коллектив только в 1935 году осел на одном месте, получив окончательную прописку по адресу Ленина 47, в здании Делового клуба. Однако здание было мало приспособлено для театра. Из-за отсутствия репетиционных помещений актеры репетировали в здании спортобщества «Динамо», не было и оркестровой ямы, и это в музыкальном-то театре! Дирижеры с трудом добивались стройности оркестра, звук растекался и расползался по помещению, отказываясь повиноваться взмаху дирижерской палочки. И все же, не смотря на все трудности театр жил, ставил новые спектакли, и все новые и новые актеры стремились попасть на сцену Свердловской музкомедии. За два года труппа пополнилась выдающимися актерами - А.Маренич, Б.Коринтели,Э.Высоцкий, А.Матковский…
После премьеры «Роз-Мари» серьезных удач у театра не было. Только постановка Г.И.Кугушевым «Периколы» Ж.Оффенбаха в 1935 году смогла сравниться по значимости с первым триумфом. С приходом Георгия Ивановича Кугушева, театр обрел не только блистательного актера, но и первого главного режиссера. Бывший князь, выпускник Пажеского корпуса, Георгий Кугушев, привнес интеллигентность, высокую сценическую культуру, создал спектакли, которые на многие годы определили художественный уровень театра, заставили говорить о Свердловской музкомедии как об одном из лучших в стране. Именно Кугушев стал активно работать с авторами, расширяя репертуар современными произведениями, с его именем связаны спектакли, впервые поставленные в стране. Так началась эра Кугушева. Актерский ансамбль, подобранный им с любовью и педантичностью коллекционера, не только воплощал его режиссерские идеи, но и в трудное время встал на защиту, отстоял своего главрежа. В 1937 году по доносу арестовывают нескольких сотрудников театра, в их числе должен был быть и Георгий Кугушев, но вовремя предупрежденный режиссер избегает ареста, покидая родной театра, как казалось навсегда. Только в 1943 году, после обращения коллектива с просьбой вернуть в театр Кугушева, вынужденная ссылка главного режиссера закончилась. Да еще как! В 1944 году Георгий Иванович ставит спектакль «Табачный капитан» в последствии удостоенный – впервые в театре «легкого» жанра – Сталинской премии. Отныне «Впервые» стало определяющим для Свердловской музкомедии на протяжении всей своей 80-летней истории: ВПЕРВЫЕ за всю историю музыкальных театров здесь сменилось всего три (!) главных режиссера - Г.И.Кугушев, В.А.Курочкин и К.С.Стрежнев, ВПЕРВЫЕ Сталинская премия, ВПЕРВЫЕ звание «академический» среди театров своего жанра, ВПЕРВЫЕ В СТРАНЕ поставлен зарубежный мюзикл, и более ста спектаклей увидели свет тоже сцене Свердловской музкомедии, в последнее время «ВПЕРВЫЕ В СТРАНЕ» сменилось на «ВПЕРВЫЕ В МИРЕ»….
Впервые – значит впереди, первые, на передовой, актуальные - СОЗВУЧНЫЕ ВРЕМЕНИ.
М.Милова