Своя игра
По Уралу и Сибири прокатились свадьбы. Женился Михаил Кречинский: один раз в Омске, дважды - в Екатеринбурге. Пьеса Александра Сухово-Кобылина "Свадьба Кречинского" вдруг снова стала модной. Россия XIX века оказалась похожей на сегодняшнюю: новое время подозрительно напоминает старое. Режиссеры - по определению "сейсмографы". Когда в жилых домах открываются новые игровые залы, которым закон не писан, в театрах активно идут многочисленные интерпретации "Игроков" Гоголя, Павел Чухрай снимает фильм "Русская игра". Постановщик мюзикла "Свадьба Кречинского" в Омском музыкальном театре и Свердловском театре музыкальной комедии Кирилл Стрежнев объясняет выбор так: "Тема игры, точнее, игромании сегодня стоит очень остро. Современная медицина доказала, что аномальная тяга к игре - заболевание". Искусство реагирует на реалии времени.
Говорил один рабочий: знал бы прикуп - жил бы в Сочи
Играют все: в карты, на бирже, в любовь, в интеллект, в кредиты и страховку. Некоторые относятся к игре профессионально. Например, шулеры. И артисты. Свердловский театр музыкальной комедии перманентно склонен к экспериментам. Время от времени он смело идет ва-банк, осваивая новые зрительские ареалы драйвовыми "Figaro" и "Силиконовой дурой". Затем отдыхает на классическом подходе к материалу. "Свадьба Кречинского" выдержана в традициях отечественного мюзикла (кстати, с нее и берущего отсчет), без рискованных новшеств и энергетики азарта. О пагубной страсти он рассказывает красиво.
Главный герой так убедительно отрицателен, что думаешь: спектакль взялся всерьез заклеймить игроманию, а в связке с ней обман и предательство. Качества, конечно, того достойны, но не слишком ли прямолинейна мораль? Сила актерской игры вносит свои коррективы и неожиданно осовременивает постановку. Главный герой, хоть и эффектен, вполне жалок, каким и бывает проигравший и проигравшийся. Кто же не остался внакладе? По первоисточнику, образ ростовщика однозначно "черный". Талант Павла Дралова сделал его самым сочным персонажем спектакля. Вокруг все страдают, а он торжествует: он банкир и мечет банк.
Внутри спектакля, как это бывает с крепко сделанными постановками, идет "своя игра", понятная посвященным. Вот по сцене в качестве реквизита протащили бюст со смутно знакомыми чертами. Артисты треплют его за уши и за нос: когда еще представится случай так пофамильярничать с директором родного театра. В спектакле об игре, правда, хотелось бы больше игры со зрителем. Ну завлеките нас, обманите и бросьте! Обошлось без зрительских жертв.
Свердловский театр музыкальной комедии был роскошен как казино Монте-Карло. Его и любят за праздник. Мысли о нищете искусства не посещают на его представлениях. Наблюдая за жизнью театра последних лет, видишь: он в выигрыше, несмотря ни на рискованные эксперименты, ни на их отсутствие. Видимо, знает, прикуп.