ПРЕССА

"Свет мой, зеркальце, скажи..."

20 мая 2021, Гузель Яруллина, журнал "Большой театр" №2 (24)

https://www.bolshoi.ru/upload/medialibrary/d9f/d9fe6f8a6ce38615800e9aa8e...

Трехмесячный марафон крупнейшего российского театрального фестиваля «Золотая маска» позади. Лауреатам вручены тридцать шесть конкурсных и четыре специальных премии. Большой театр стал триумфатором, собрав рекордное количество наград – пять в опере и две в балете. Лучшими спектаклями названы «Садко» и «Жизель». Лучшим режиссером признан Дмитрий Черняков («Садко»), лучшими исполнителями – Нажмиддин Мавлянов (Садко) и Екатерина Семенчук (Любава). Еще одно отличие в опере принес театру британский дирижер Кристофер Мулдс за «Дидону и Энея». Отмечен и Артемий Беляков за исполнение партии графа Альберта («Жизель»).

ТРАДИЦИЯ VS НОВАЦИЯ В оперном шорт-листе классику серьезно потеснили названия новейшего времени: «Лолита» Родиона Щедрина в Мариинке, «Жестокие дети» Филипа Гласса в театре Сац, а также два радикальных эксперимента Электротеатра Станиславского с музыкой современных отечественных композиторов – «Октавия. Трепанация» Дмитрия Курляндского и «Книга Серафима» Александра Белоусова. Последние две работы вполне могли бы стать прецедентом для создания самостоятельной экспериментальной номинации в блоке музыкального театра с учетом новизны музыкального языка, оперных форм, драматургии и сценических решений. Награды в итоге были, условно говоря, поделены между традицией, оплотом которой выступил Большой театр, занявший весь «пьедестал» ключевых оперных номинаций, и новаторскими поисками команды Электротеатра (за работу в «Октавии. Трепанации» награждены композитор Дмитрий Курляндский, сценограф Степан Лукьянов, а также солистка Арина Зверева, получившая спецприз). Схожую оппозицию обозначили балетные номинанты. Трем постановкам классического большого балета – «Жизели» Большого театра (в редакции Алексея Ратманского), безоговорочно признанной лучшим балетным спектаклем, «Дон Кихоту» в хореографии Рудольфа Нуреева в МАМТ и «Бахчисарайскому фонтану» в хореографии Ростислава Захарова в Самарском театре оперы и балета – была противопоставлена камерная двадцатиминутная зарисовка «Русские тупики – II» Мариинского театра, где остроумная неоклассическая хореография Максима Петрова зарифмовывается с ироничным (и тоже неоклассическим) контекстом музыки Настасьи Хрущевой. Вручив «маску» Максиму Петрову за лучшую работу хореографа, жюри поощрило оригинальность идеи и свежий тренд балетной афиши.КВЕСТЫ ЖАНРАВ разделе «Оперетта/Мюзикл» одной из основных тенденций можно назвать поиски жанра. «Сильва» Свердловской музкомедии, получившая премии за лучшую работу дирижера (Дмитрий Волосников) и режиссера (Дмитрий Белов), удивила неожиданной модуляцией оперетты в мюзикл. Но сколь убедительным и талантливым получился этот мюзикл-парафраз на темы всеми любимой кальмановской «Королевы чардаша»! Фаворит программы – «Фома» Новосибирского музыкального театра, отмеченный тремя наградами (спектакль, мужская роль и роль второго плана), вызвал интерес, прежде всего, музыкальным материалом. Двадцать песен Юрия Шевчука образовали основу спектакля, который вполне можно назвать рок-пастиччо. Как и в барочном жанре, в «Фоме» рок-хиты и малоизвестные ранние композиции «ДДТ» связаны сюжетной канвой весьма условно. Главное – сами песни. Ход авторов мюзикла оказался беспроигрышным.

ОБЗОР СКАЗКОТЕРАПИЯ Сквозным трендом многих конкурсных разделов стала сказка. В лучшем спектакле драмы большой формы – «Сказке про последнего ангела» режиссера Андрея Могучего (Театр Наций) – сплетается тонкая паутина добродушной мудрости русского фольклора с мрачноватыми реалиями 1990-х. Сплетается органично, проницательно и честно. Так, что мы охотно готовы себя идентифицировать со странноватыми и наивными героями и той – сказочной, и этой – будничной реальности недавнего коллективного прошлого. Поразительно, что мир русской сказки и постперестроечной десятилетки кажутся в спектакле в равной степени фольклором – абстрактным и далеким.Спектакль «О рыбаке и рыбке» режиссера Яны Туминой (Петрозаводский театр кукол), ставший победителем в «кукольном» разделе, и вовсе превращает театр в сказкотерапию для взрослых. Пушкинские старик и старуха выглядят типичной супружеской четой вне возраста, а ласковое мужнино «рыбка моя!» оказывается в итоге лучшим мерилом женского счастья. Возникший жанровой диковинкой среди номинантов раздела «Оперетта/Мюзикл» спектакль «Серебряное копытце» (Новоуральский театр музыки, драмы и комедии) начинил сказку Павла Бажова россыпью музыкальных решений. Отголоски народных обрядов, песен, плясок, закличек, а вместе с ними и изобретательно воссозданный звуковой образ русской деревни заполонили театральное пространство пряным ароматом фольклора и создали дивное ощущение путешествия в уральскую глубинку. Жюри оценило жанровые поиски новоуральцев, наградив театр спецпризом «За нестандартность репертуарного мышления».Загадочными и вызывающими, притягательными и отталкивающими «Горемычными танцами» (Санкт-Петербургский Театр ТРУ) сказочная тема прозвучала и в разделе «Эксперимент». Необычную форму театральных размышлений над архетипами русского фольклора режиссер и драматург Александр Артемов разделил между пластическими актерами и актрисами-чтецами, назвав действо «текстоцентричным балетом пограничных состояний». «Руссоцентристским» сказочным мотивам отмеченных спектаклей противостоял «Пиноккио. Театр» Электротеатра Станиславского. Драматург Андрей Вишневский и режиссер Борис Юхананов создали сложный калейдоскопичный сценический текст, в котором сказочные мотивы, эстетика commedia dell arte и средневековой мистерии причудливо соседствуют с психологическим театром и политической сатирой. Спектакль отмечен двумя премиями – как лучший спектакль драмы малой формы и за работу художника по костюмам (Анастасия Нефёдова).                                Я/МЫ НАБЛЮДАТЕЛИ «Наблюдатели» – спектакль-номинант «кукольного» блока, совместный проект Музея истории ГУЛАГа и Театра предмета. Главные действующие лица здесь – предметы лагерного быта, превратившиеся в музейные артефакты – тарелки, кружки, самодельные матрешки, чайник, молоток... Свои роли они «играют» усилиями сотрудников музея, а живое музыкальное сопровождение обеспечивает фольклорный ансамбль «Комонь», создающий многозначные звуковые образы. В этих историях-этюдах есть сюжеты и метафоры, но понять их каждый должен сам. Наблюдатели в спектакле – это зрители.Тема конфронтации личности и власти стала сквозной для целого ряда спектаклей «масочной» афиши, в которых мы – зрители – становимся наблюдателями страшных уроков истории. В «Королевстве кривых» режиссера Антона Федорова (Альметьевский татарский драматический театр) поверх сказочной первоосновы «Королевства кривых зеркал» Виталия Губарева прочерчиваются мотивы сталинского тоталитаризма. В «Октавии. Трепанации» режиссера Бориса Юхананова (Электротеатр Станиславского) происходит «вскрытие» трех фрагментов всеобщей истории, где символами тирании выступают Терракотовая армия, Нерон, Ленин. Общество и власть вне диалога показаны в пронзительном вербатиме «Чернобыльская молитва» (Никитинский театр Воронежа), и сквозь серию личных высказываний автор прозы Светлана Алексиевич и режиссер Дмитрий Егоров призывают нас вновь пережить ужас атомной катастрофы. Быть наблюдателем – значит увидеть в самой истории предостережения и пророчества. Демифологизировать власть через опыт прошлого. Рассказать о том, что принято замалчивать, иронично и пронзительно, глубоко и доступно. Так, как может сделать только театр. Пушкинский «Борис Годунов» в режиссерской интерпретации Дмитрия Крымова (Проект Дмитрия Крымова, продюсера Леонида Робермана и Музея Москвы) получился именно таким. Жюри отметило спектакль «Борис» за лучшую мужскую роль Тимофея Трибунцева. Завершив фестивальный марафон, одарив лауреатов премиями, «Золотая маска» наградила и всех нас – наблюдателей/зрителей. Свежим дыханием театра, остротой живых зрительских дискуссий, многозначностью и глубиной театральных размышлений. Всем, что так важно не терять.
 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!