За неброским названием — выразительная идея: 300 лет Екатеринбургу и 90 лет театру — как прожили вместе Театр и Город последние 90 лет? Сценической фантазии предшествовала колоссальная работа в архивах. В результате на сцене появятся Маяковский и Школа Айседоры Дункан. Мы увидим приезд в Свердловск Фиделя Кастро и рождение цирка… А еще «Театр в городе», отсылающий к спектаклям-легендам, это и парад музыкальных жанров и стилей: от фолка до рока и техно. На сцене — весь коллектив Музкомедии.
Надежда Басаргина, народная артистка России:
— В спектакле я занята в эпизоде «Принцесса цирка»: спектакль-долгожитель идет у нас 34 года! Когда-то играла Теодору, героиню. Сейчас «доросла» (улыбается) до характерных ролей. Вы не представляете, как интересно играть Каролину, звезду ресторана, властную мамочку…
В связи с юбилеем прикинула и сама ахнула: из 90 лет театра служу в нем уже 45 лет!.. Когда пришла в театр, было много классической оперетты. При этом театр называли «лабораторией советской оперетты». Почему? Да потому, что современные авторы, работавшие в жанре, первым делом приносили свои произведения именно к нам. И театр назывался не театром оперетты, а — музыкальной комедии. Понятие шире. Мы развивали свой «легкий жанр». В этом театре он становился многожанровым. Появились мюзиклы, рок-оперы. Появились серьезные спектакли, в основе которых современная тема либо высокохудожественная классика.
Развивается жанр — развиваются и артисты. От актера многое требуется: актерское мастерство, пластика, голос. И есть «в кого» расти. Всегда восхищалась Ниной Александровной Энгель-Утиной: каждое ее слово было слышно в любом уголке зала (а ведь микрофонов не было).
Одно время говорили: оперетта умирает. Ничего подобного! Сегодня мы с удовольствием играем новое прочтение «Сильвы», которую поставил Дмитрий Белов. Сохранена музыкальная часть, либретто, но это так современно. Свежий, небанальный спектакль. И финал — не привычный хэппи-энд, а — по жизни, на раздумье. Получается: и оперетта имеет развитие…
90 лет — возраст мудрости. Но при этом кто скажет, что театр не молод?!
Сергей Смирнов, художест-венный руководитель «Эксцентрик-балета»:
— Гений Сафронова привел нас в этот театр. Михаил Вячеславович собирал все хорошее, «что плохо лежит» (смеется). А мы на тот момент уже были золотомасочным коллективом.
Первый большой спектакль — «Парк советского периода», где Кирилл Стрежнев, думаю, просто проверял: может ли эксцентрик-балет встроиться в театр академического жанра?
Эксперимент, мне кажется, был успешным. И в дальнейшем уже сложно представить «Эксцентрик-балет» без Театра музыкальной комедии. Самое важное: коллектив существует как самостоятельный, развивается в своем направлении, и в то же время его корректно, мягко вписывают в проекты театра. В общей сложности, если учесть и концертные проекты, их уже — за 40.
Стрежнев выбирал те проекты, где мы будем уместны. В «Мертвых душах» мы играем на сцене эти самые души, в «Ночь открытых дверей» — беспризорников. Он находил для нас ту краску, что естественна, органична нам.
Это продолжается и сегодня. Заняты в «Декабристах», «Храни меня, любимая»… Сколько себя здесь помню, никакого диссонанса не испытывал ни-ког-да. А ведь мы работаем в Музкомедии уже 20 лет! «Эксцентрик-балет» в театре правильнее назвать танцующие актеры, танцующие актрисы. Средний возраст — 30-35 лет. И любопытно: чем старше — тем интереснее они на сцене. Есть что сказать…
В «Театре в городе» режиссер Нина Чусова провела «Эксцентрик-балет» красной нитью через всё шоу: мы и агитбригадчики, и танцоры в стиле Веры Холодной и немого кино. Мы такие… пластические конферансье.
Михаил Сидоров, художественный руководитель группы «Изумруд»:
— В 1995 году мы и родились в этом театре как коллектив. Тогда Музкомедия ставила оперетту «Девичий переполох». Возникла идея: включить в этот жанровый спектакль живой коллектив народных инструментов. Так мы сходу попали в репертуар. В июне пришли — в ноябре уже премьера «Девичьего переполоха». Спектакль дал прежде не знакомое нам ощущение себя артистом на сцене. Не «просто» классические музыканты — мы были скоморохи! Вместе с образом к нам пришли все театральные выразительные средства: свет, мизансцены, костюмы, особая подача звука.
Театр дал нам возможность творчества. Отвечаем взаимностью — нашими программами, которые осмыслены и преподнесены театрально. Театрализованные! Принимаясь за новый проект, всегда думаем: как это будет выглядеть на сцене?
После «Переполоха» были заняты в опереттах «Женихи», «Бабий бунт», «Пастиччо для влюбленных», «Осторожно: бабушки». Из ныне идущих — в спектаклях «Скрипач на крыше», «Маскарад», «Екатерина Великая», «Сильва». С нас и Эксцентрик-балета Сергея Смирнова начинается и «Театр в городе». Приятно, что в спектакль включены два наших авторских произведения — «Шигирский идол» и «Пролетарская».
Светлана Асуева, руководитель Детской вокально-хореографической студии:
— Студия представлена в шоу отрывком из мюзикла «Оливер!». «Оливер!» — знаковый для нас спектакль: с него и родилась студия 33 года назад. Под мюзикл и была набрана детская труппа. Не побоюсь сказать: не появилось больше мюзикла, равного по своему масштабу «Оливеру». И потому прекрасно, что мы имеем возможность снова прикоснуться к замечательному произведению Барта.
Дети в театре — удивительное явление. Чем отличается любая детская театральная студия от студии при театре? У нас есть уникальная возможность работать на большой сцене, с профессиональным симфоническим оркестром, профессиональными актерами. И возникает симбиоз: энергетики детской, искрометной, наивной и энергетики взрослого, профессионального актера. Взаимообмен, энергообмен.
Выпускники студии часто говорят: вот и закончилось мое самое счастливое время в жизни. Грустно, конечно. Но театр остается в сердце каждого. Навсегда. Независимо от того, поступил он дальше в театральный институт или начинает работать совсем по другой стезе. Почему так происходит? Театр — не только школа профессии (хотя занимаемся мы много: актерское мастерство, хореография, хор, вокал), театр для детей — это и дом. Отношения педагогов, детей, артистов настолько доверительны, что в детях раскрываются не затронутые ранее уголки души. Ребенок, закончивший студию, будет отличаться от сверстников.
Ирина Кашуба, хореограф, балетмейстер, педагог (Москва):
— У меня в этом спектакле номер «Ла-ла-лэнд». Вырвалась на три дня. С Урсуляком идет работа над драматическим спектаклем. Но когда он узнал: Екатеринбург, Музкомедия, Сафронов, который до сих пор дает энергию театру — сказал: «Езжай!».
Идея номера — молодые люди, закончив театральные вузы, едут предлагать себя в разные театры, но стекаются в конце концов именно здесь: город всегда считался мюзикловой столицей России. Начало номера — аэропорт. Финал — молодые дарования у стен Свердловской музкомедии. Аэропорт же — место не только разлук, но и встреч. Люди соединяются, находят свои «половинки». А профессиональный поиск еще больше сближает.
Для меня Свердловская музкомедия — место родное, теплое. Столько здесь сделано, для меня важного — мюзикл «Бернарда Альба», комикс-опера «Микадо», «Казанова», «Эвита». Этот театр — любовь с первого дня. Он позволяет убирать твои внутренние ширмы. Люди открытые, эмоционально честные. В творческой работе это крайне важно: надо понимать — хорошо ли то, что мы делаем.
Уверена: у театра большое будущее. Хочу, чтобы он развивался. Именно поэтому могу все бросить и прилететь.
Ранее главный режиссер театра Нина Чусова рассказала «Областной газете» о театре музыкальной комедии Екатеринбурга, традициях, премьерах и своем желании трудностей.