"Шоколад"ная Zonk`a
Выставки, спектакли, фестивали "На грани" - это все для нас, зрителей, независимо от наличия искусствоведческого или журналистского образования. И любой может высказаться по теме, если с аргументами. Публикуем рецензию, которую прислали нам в редакцию.
30 ноября в Екатеринбургском театре кукол в рамках III международного фестиваля современного танца "На грани" выступал творческий дуэт выпускников Гуманитарного университета, факультета современного танца - Анна Щеклеина и Александр Фролов. Свою собственную, совсем юную, но уже уверенную компанию Zonk`a они создали в 2009 году. Название ее возникло от слова zonk (с англ. - "шокировать", "ошеломлять"), но изумляют они не драматическим пафосом субъективного мироощущения (свойственным современному искусству), а предельно очевидной обыденностью, имеющей место в жизни каждого.
"Нет" наигранности, "нет" фальши, "нет" догматичности. Именно такие формулировки, сходные с "манифестом" Ивонн Райнер, первыми возникают после увиденного спектакля. Танцевальный перформанс "Шоколад" был приготовлен в Костроме в рамках проекта "Фабрика воображения" при участии и содействии бельгийского режиссера Пола Хейварта. Теперь "Шоколад", попав и в Екатеринбург, оказался, скорее, не столько "на грани", сколько самой этой гранью - между сценическим искусством и повседневностью. Такая грань, на первый взгляд, простая, тонкая, трудноуловима и требует определенного мастерства и смелости исполнителей. Александр и Анна танцевали историю своих взаимоотношений, но не о воспоминаниях шла речь и не о мечтах, а об исключительно живом, существующем в реальном времени, а значит, настоящем чувстве. И отличием от других работ, показанных в этот же день, стала именно эта аутентичность, способность и на сцене, и при любых обстоятельствах оставаться самими собой, а это, вероятно, лучшее, на что способен каждый из нас.
Что касается хореографической лексики, то непосредственность и неподдельная чувственность ее исполнения, сделали незаметным различие между импровизацией и заготовленным текстом. "Да" искренности, "да" человечности. "Аня", - говорит он и танцует себя. "Саша", - произносит она, и двухголосье внезапно сливается в унисон. Здесь, правда, не без чувства юмора, а танцевальная техничность перемежается перформансными действиями.
Думаю, это не было представлением в привычном понимании этого слова, и для зрителей, искушенных концептуальностью и семиотической насыщенностью contemporary dance, здесь все было открыто. Конечно, "Шоколад" бывает разный, и несомненно, что каждый сорт на любителя: горький или молочный? театральность или естественность? Кто за кем наблюдает: зритель за танцовщиками или исполнители за зрителем? Тем, кто попробовал именно этот "Шоколад", стало ясно, что Анна и Саша танцуют потому, что не танцевать они не могут... Такая неприукрашенная простота изумительна, и недаром, ведь "язык истины прост".