Шаровая молния
В конце 90-х директорский корпус театральной России стал пополняться людьми самых разных профессий: юристы, бухгалтеры, директора рынков... Результаты мы наблюдаем в некоем оцепенении, но выводы еще никем не сделаны. Наш герой - полная тому противоположность. Директор успешного российского театра - Свердловской музкомедии - Михаил Сафронов известен еще и как секретарь СТД России, президент Ассоциации театров Урала, вице-президент региональной организации "Уральское землячество", член Правления местного СТД и т.п. Но главное, он из тех, кого называют человеком театра, и считает, что им может руководить отнюдь не каждый управленец. Необходимы, прежде всего: любовь к театру, знание его внутренних законов и механизмов, понимание людей, особенно актерской природы ("Театр - это собрание по-хорошему сумасшедших людей, которых надо любить!"), соответствующий опыт. В послужном активе Сафронова все это есть: режиссерское образование, руководство тремя екатеринбургскими театрами, а в свое время и всей культурой уральского региона, осуществляемое мастерски и с театральной выдумкой. В эпоху новых управленческих технологий мощная интуиция для него значит гораздо больше, чем любые нововведения, хотя и они в театре присутствуют. Сафронов провозглашает примат творческого начала и во всем дает карт-бланш главному режиссеру коллектива Кириллу Стрежневу.
Сегодня у руководимого им театра - репутация лидера в своем жанре, интересная творческая и гастрольная жизнь, нереальное для периферийной компании количество "Золотых Масок" и рекорды номинаций. И ведь не скажешь что, мол, случайно или незаслуженно. За последние несколько лет театром выпущено пять мировых премьер, ставших подчас спорными, но всегда громкими событиями: спектакли сделаны с нулевого цикла, от работы с композиторами и либреттистами до выпуска премьеры. При Сафронове Музкомедия превратилась в своеобразный музыкально-театральный холдинг. Под его крышей, помимо основной труппы - солистов, артистов балета, хора и оркестра театра, - дружно живут еще несколько самостоятельных творческих образований. Ансамбль народных инструментов "Изумруд", детская вокально-хореографическая студия, один из лучших коллективов современного танца "Эксцентрик-балет Сергея Смирнова", недавнее пополнение, вокально-джазовый коллектив "Джем-студия Елены Захаровой" - все они принимают участие в спектаклях и активно ведут автономную творческую жизнь. По инициативе Сафронова Екатеринбург за последнее время регулярно становился эпицентром творческой активности: Международный фестиваль имени Кальмана - 2000, дважды проведенный Международный конкурс молодых артистов оперетты и мюзикла имени В.Курочкина. Осенью, в рамках юбилейного марафона труппы прошел беспрецедентный по географическому и профессиональному охвату пятидневный международный конгресс "Музыкальный театр: оперетта и мюзикл сегодня": более 120 гостей из России, стран СНГ, Европы. Чуть позже театр стал площадкой и принял на себя все основные оргзаботы по проведению в Екатеринбурге, признанной столице contemporary dance, Первого фестиваля современного танца "На грани".
В театральных кругах Сафронова называют "шаровой молнией", имея в виду не столько объемную комплекцию, сколько стремительность, молниеносность принятия решений, особое умение "зажигать". Во всех смыслах. Наладить жизнь там, где она угасала, - его особый дар, сделать людям праздник и получить вместе со всеми огромное удовольствие - его любимое занятие. Уже 60? Поверить трудно, особенно наблюдая неуемную, фантастическую энергию этого человека, его скоростные перемещения по стране, реализацию новых проектов и планов громадье. На вопрос, о чем он мечтает, Сафронов отвечает, не задумываясь: "О новом здании для любимого театра". Но пока в Екатеринбурге в честь 75-летия Свердловской музкомедии (юбилеи труппы и директора сошлись в одном сезоне!) именем театра назвали трамвайную остановку.