Серпантин премьер
Нет, без традиционных сказочных сюжетов на Новый год и в каникулы режиссеры и актеры публику не оставят. Однако, поскольку в театральных труппах появились люди совсем молодые, не обошлось и без экспериментов.
Самый, пожалуй, неожиданный сюрприз приготовили зрителям, особенно зрительницам, в театре музыкальной комедии. Премьера спектакля «Резиновый принц» уже вызвала и еще вызовет яростные споры не только критиков, но и поборников нравственности. Ведь сюжет строится вокруг неординарного подарка, который подруги сделали бизнес-вумен — вручили ей резинового кавалера. Пьеса принадлежит перу нашего земляка, драматурга Олега Богаева, который уже сделал себе имя в литературе. Поставил спектакль режиссер Сергей Юнганс, ученик художественного руководителя коллектива Кирилла Стрежнева.
Впрочем, «Резиновый принц» стоит в праздничном репертуаре музкомедии как бы особняком — он исключительно для взрослого зрителя. Рядом с ним — сказка «Ай, да Балда!», которую с азартом играют совсем недавние выпускники Екатеринбургского театрального института. Их уже взяли в труппу и объединили в «Славтеатр», названный по имени институтского мастера выпускников Вячеслава Белоусова.
Сказочную тематику предпочли на новогодние каникулы и в Свердловском академическом театре драмы. Дмитрий Зимин — артист Молодого театра и режиссер, окончивший Екатеринбургский театральный институт — поставил здесь «Синюю птицу». А лирическую сказку «Пастушка и трубочист» оживил в Екатеринбургском театре кукол Павел Овсянников, артист этого коллектива, а теперь еще и дипломированный режиссер. Кстати, в прошлом сезоне на областном конкурсе лучших театральных работ «Браво!» спектакль «Времена года» Павла Овсянникова и художницы Елены Лисиной был признан самым удачным в кукольном жанре.
Вызывает уважение сам выбор репертуарных названий. «Синяя птица» — пьеса Мориса Метерлинка, сказка для всей семьи, произведение, овеянное сценическими легендами. В Театре кукол спектакль сочинен по сказке Ганса-Христиана Андерсена. «Ай, да Балда!» — это Александр Сергеевич Пушкин. Объединяет эти работы, включая и «Резинового принца», то, что они красивы, зрелищны и сделаны с использованием возможностей современных технологий. Здесь и видеоарт, и компьютер, и много чего еще…
Теперь о творческих результатах. Молодые на то и молодые, что много чего хотят, но бывает, не все еще могут и не все у них получается.
«Синяя птица», сделанная для большой сцены, только начала свою жизнь, и, видимо, необходимо время, чтобы набрать темп и ритм. Уже есть актерский дуэт, который вызывает симпатии. Это Митиль — Екатерина Соколова и Тильтиль — Игорь Кожевин. Но пьеса Метерлинка, ставшая событием на сцене Московского художественного театра в 1908 году, отчаянно сопротивляется сегодняшнему восприятию. Время — упорный фактор. Пьеса длинна, где-то скучновата и по языковой стилистике не увлекательна. Как с ней поступить, вопрос уже к постановщикам. Вот режиссер Андрей Могучий для Александринского театра в Санкт-Петербурге текст «Синей птицы» просто переписал и даже дал ему другое название — «Счастье». Видимо, уловил, что старинный текст требует современной трансформации. И с ним сложно не согласиться: проблема действительно есть…
В Театре кукол не очень удачной оказалась инсценировка, которую написал сам Павел Овсянников. К сожалению, главные герои сказки Пастушка и Трубочист оказались невыразительны и анемичны. Пастушка все время ждет какого-то неведомого принца, Трубочист статуарен. Да и художник Елена Лисина не придумала кукол оригинальных, способных пробудить воображение ребенка. Сахарный барашек, к примеру, не выглядит сахарным. Может, потому, что он плоский. А ведь для детей все это не мелочи.
Правильно поступил Театр музкомедии со спектаклем «Ай, да Балда!». Введя в репертуар выпускную работу студентов Театрального института, он сделал все, чтобы молодежное представление не уронило марки академической сцены. Спектакль был «раскрашен» в духе скоморошины. К зрителям вышел знаменитый ансамбль «Изумруд» с народными инструментами. Поддержали действие молодые артисты хора.
И, наконец, «Резиновый принц», вызвавший интерес публики и своим дерзким названием и тем, что в его основе сочинение местного автора.
Честно признаться, нас уже давно занимал вопрос, скоро ли музкомедия обратит внимание на драматургию Олега Богаева, словно бы предназначенную по экстравагантному, самобытному стилю для этой сцены. И вот свершилось. По инициативе жителя Франции, композитора Сергея Дрезнина, автора «Екатерины Великой» и «Ямы», с успехом идущих на екатеринбургской сцене, музыкальное оформление получил «Резиновый принц». Сейчас на афише есть строчка с именем коллектива Сергея Дрезнина: «Музыка и тексты музыкальных номеров арт-тандем R&G».
Пьеса Богаева рискованна по сюжету. Как мы уже обмолвились, она о кукле-мужчине из секс-шопа, ставшей собственностью современной материально сверхобеспеченной бизнес-леди. Но произведение целомудренно, ибо рассказывает о страданиях не тела, а духа. О том, как тяжело одиночество, что богатство не гарантирует счастья, об умении отдавать, а не брать, и о многом другом, актуальном для современного человека.
Здесь есть что играть, и актеры с благодарностью принимают щедрый дар. Особенно это относится к Светлане Ячменевой (Девушка-манекен) и Евгению Толстову, воплотившему сразу несколько персонажей. Для исполнителей же главных ролей — Нины Балагиной (Вера Павловна) и Александра Копылова (Принц) спектакль, без преувеличения, стал открытием новых больших возможностей. Перед нами не только отточенный внешний рисунок, но и раскрытие психологии, включая моменты напряженного драматизма.
При всем этом перед нами спектакль именно музыкального театра, дающий возможность столкнуть лицом к лицу два мира — людей и кукол в форме динамичного музыкально-танцевального шоу (хореография Натальи Москвичевой). Молодой режиссер Сергей Юнганс достойно справился со сложным набором выразительных средств и, что отрадно, не выдвигает, подобно многим коллегам своего поколения, на первый план форму в ущерб содержанию.
А вот Платон Газелериди, талантливый музыкант и аранжировщик, тонко чувствующий современную интонацию, дебютировал этой работой еще и как музыкальный руководитель Новой сцены. Сцена эта, открывшаяся недавно, настойчиво ищет свое лицо, пока — с разной степенью художественного успеха. «Резиновый принц» — это ее актив.