Прогулки в парке советского периода
Сегодня великая эпоха русского музыкального театра, связанная с именами и творениями великих композиторов Исаака Дунаевского и Юрия Милютина, является достоянием нашего прошлого и нашей истории. После нескольких лет забвения и отрицания всего советского только сейчас начинает осознаваться значимость явления советской оперетты. Однако драматургическая условность и слишком явная привязанность к идеологии того времени при удивительно вневременной и красивой музыке не позволяет вернуться оперетту советских времен на современную сцену. Но можно сделать себе подарок и собрать в одном спектакле сааме ярке музыкальные мотивы Дунаевского, Милютина, Богословского и Соловьева-Седого. Свердловскому театру музыкальной комедии в этом году исполняется 70 лет, и нынешний театральный сезон - юбилейный. В подарок себе и своим преданным зрителям театр в первых числах мая представит новый спектакль "Парк советского периода", который предлагает заглянуть в прошлое, прогуляться по тропинкам воспоминаний и вернуть себе память. О новом спектакле театра музыкальной комедии нашему журналисту рассказал главный режиссер театра, заслуженный деятель искусств России Кирилл Стрежнев.
Об импульсе создания "Парка советского периода".
Если оборачиваться на 70-летнюю историю театра и посмотреть все спектакли, которые были здесь поставлены, то окажется, что в прошлые годы был знаменит именно работой с современными авторами. Огромное количество спектаклей прошлых лет родилось в театре в содружестве драматургов, композиторов, режиссеров и актеров театра. Критики даже когда-то назвали Свердловский театр музыкальной комедии "лабораторией советской оперетты", так как много произведений увидело свет именно в стенах нашего театра. Поэтому в преддверии 70-летия мы решили отдать дань прошлому театра сделать спектакль по мотивам и на музыку из оперетт советских композиторов.
О создателях спектакля, о парке, о жизни.
Работа с авторами (драматургами) велась таким образом: сначала был придуман спектакль, после чего состоялась встреча с авторами - Евгением Касимовым и Алексеем Вдовиным. Тест писался уже под готовую идею. "Парк советского периода" - это не пьеса в традиционном значении этого слова, когда существует определенное развитие событий и система взаимоотношений персонажей. Это картины жизни прошлых лет, в спектакле проходит 80 лет советского и постсоветского периода. Действие будет происходить на историческом фоне, потому что каждое десятилетие - это определенная эпоха и определенные исторические события, оказавшие влияние на людей и их жизнь. Парк - это символ, это страна, в которой живут самые разные люди, и хорошие, и плохие, любящие и разлюбившие, поженившиеся и разошедшиеся. Спектакль представляет разные человеческие судьбы, положенные на музыку советских композиторов и соединенные пластическим рисунком очень интересной хореографии современного балетмейстера, лауреата премии "Золотая Маска" Сергея Смирнова.
Спектакль построен на знаках времени, которые эмоционально срабатывают на психологию современного человека, вызывая в человеке сегодняшнем историческую память, ассоциации. Основная мысль спектакля звучит в словах героя, с которыми он напрямую обращается к зрительному залу - "Не бывает плохих времен". Есть Люди, есть их жизнь, есть их добрые и не очень чувства, есть любовь и ревность, все, что присуще человеку.
О жанре спектакля.
В 19 веке были четко опеределены жанры, 20 век - это освобождение художника от их оков, когда происходили музыкальные опыты Стравинского, Прокофьева, Шостаковича, и режиссерские - Мейерхольда, Вахтангова, Таирова. Это были люди, которые разрушали каноны, законы. Сегодня все перемешалось и очень сложно определять жанры. И - к счастью, потому что тогда художник свободен. Моя забота как режиссера одна - чтобы мысль, которую мы закладываем в спектакле, проникла в душу и умы зрителей.
В "Парке советского периода" есть все6 и стилизация под оперетту, где мы пользуемся какими-то характерными чертами, свойственными для "доброй старой матушки оперетты", есть и современные сцены с рэперами.
Об оптимизме и светлых чувствах.
Я уверен, что зритель должен уходить со спектакля одухотворенный, со светлыми чувствами и перспективой на будущее. Даже если эти светлые чувства вызваны драматическими событиями, происходящими на сцене. Есть понятие катарсиса, и теория драмы не зря изобрела это понятие. В театре должно происходить очищение человека.