Продолжаем разговор
Не успел Свердловский государственный академический театр музыкальной комедии уже во второй раз начать свои гастроли в Минске, как тут же навел шороху. Причиной стал кастинг котят на роль в мюзикле «Кошка» по сказке Редьярда Киплинга «Кошка, которая гуляла сама по себе». Кастинг животных для театральной постановки! Такого наши подмостки еще не видели.
И так во всем. Резвый и раскованный театр с Урала, увенчанный развесистым количеством «Золотых масок», по–кошачьи грациозно ступает впереди планеты всей, не оглядываясь на конкурентов. Он их просто не видит в упор. Задает тренды, фонтанирует идеями, покупает лицензии лучших американских мюзиклов, на которые глаз упадет, выпускает эксклюзивные мировые премьеры, написанные авторами специально для театра и которые больше нигде не идут.
Прошлые гастроли в Беларуси были удачными. Свердловск здесь всем полюбился за пафос, размах и понты. Можно долго сравнивать и решать, в чем же театр наиболее силен — в классической оперетте или мюзикле, но нельзя не отдать должное напору труппы. Как и в 2012 году, гастрольное шоу открыл мюзикл композитора Сергея Дрезнина «Екатерина Великая» в постановке режиссера Нины Чусовой. Амбициозный спектакль большого стиля, в котором все творческие и технические возможности театра продемонстрированы по максимуму. Тут и удаль пугачевского бунта, и мятущаяся на протяжении двух действий загадочная русская душа, и подковерные дворцовые интриги, имперский лоск и коллективное бессознательное, которое лучше не будить. «Екатерина Великая» поставлена залихватски, эклектично. Да так, что зритель особо тонкой душевной организации в какой–то момент, особенно во втором действии, может вскрикнуть: «Перебор! Загнули!» Но стон этот никто не услышит. Он потонет в общем хоре восторга.
Директор театра Михаил Сафронов присягнул перед журналистами, что «Екатерину Великую» снова привезли в Минск «по многочисленным просьбам». Ох уж эти зрительские просьбы. Были они — нет, проверить практически невозможно. Но всегда история с ними выглядит красиво. После показа, мол, поступило столько звонков и писем, что сомнений везти ли «Екатерину...» — нет и не было. Но думаю, если уж и заниматься повторением пройденного, выбор мог бы быть несколько другим. С большим удовольствием мы снова посмотрели бы фантасмагорический, очень гоголевский по духу спектакль «Мертвые души». Там главный режиссер Кирилл Стрежнев развернулся во всю мощь и открыл некие новые горизонты сценического искусства, как бы пафосно это ни звучало. Также жаль, что до Минска не доехала и «Белая гвардия» композитора Владимира Кобекина. Неужели минская публика зарекомендовала себя только как вальяжная аудитория, способная поглощать лишь легковесные спектакли? В этот раз целых три раза, например, покажут бесхитростную музыкальную комедию «Тетка Чарли» Оскара Фельцмана и довольно своеобразные «Алые паруса» Максима Дунаевского. После этого спектакля не оставляет ощущение, что провел два часа в каком–то шумном и прокуренном портовом кабаке. Интеллектуалам и робко причисляющим себя к ним остается либо сочувствовать героиням мюзикла «Яма», либо следить за семейными перипетиями в благородном семействе Тевье–молочника в «Скрипаче на крыше». Ну и куда уж без ностальгии по советскому музыкальному прошлому, хотя кажется, что мода на ретро уже прошла. Спектакль «Парк советского периода» предназначен для тех, кто желает освежить в памяти музыку советских композиторов.
А вообще, все это те нюансы, рассуждать о которых можно только на сытый желудок. Для театров время сейчас непростое. Даже Свердловской музкомедии, по словам директора Сафронова, все время пытаются урезать финансирование. Поэтому из театра и актеров выжимают в Екатеринбурге по максимуму. Само время располагает проявить свои лучшие качества и корпоративную солидарность. Труппы клюют по зернышку. Пока театр гостит в Минске, на свердловской сцене гастролирует коллектив из Челябинска. А минская труппа выезжает на гастроли в Петрозаводск.
...Кто как может продолжает искать свою черную кошку в темной комнате. Коллектив из Екатеринбурга твердо настаивает на том, что она там есть.