ПРЕССА

"Попасть в судьбу"

30 июня 2005, Мария Милова, "Областная газета"

В психологии есть такое понятие – «попасть в свой проект», то есть найти себя, свою судьбу и суметь реализоваться как личность. К сожалению, мы знаем много примеров, когда человек, занимаясь не своим делом, в итоге приходил к мысли, что что-то в этой жизни он упустил, не сделал самого главного, то для чего родился. Как и раньше сегодня одной из самых манящих профессий остается актерская профессия. Однако сколько разбитых на осколки разочарований человеческих судеб приносит эта романтическая тяга к сцене. Солистке Свердловского Государственного Академического театра музыкальной комедии Светлане Кочановой повезло. Она не только «попала в свой проект», (ее судьба быть только актрисой), но и в театр, жанр и, что не мало важно к режиссеру.

Мечта стать актрисой для Светланы была столь дерзкой и нелепой, что она даже в слух боялась сказать об этом, думая, что все будут смеяться. Наверное, поэтому отнести документы в театральный институт не хватило духа и первым учебным заведением стало музыкальной училище. Блестяще окончив его по классу хорового дирижирования, Света все таки решилась отнести документы в Екатеринбургский театральный институт (тогда училище). Курс «Актер музыкального театра» набирал народный артист СССР, главный режиссер Свердловской музкомедии В.А.Курочкин. Легкости, с которой Света попала в театральный институт, мог бы позавидовать любой. – «Юбочку до колен приподнимите, теперь скажите что-нибудь, а теперь спойте. Спасибо, вы приняты», – таков был вердикт мэтра. Как вспоминает сама Света, - «взяли меня только за внешние данные. Кстати говоря, на этом все похвалы закончились. В течении трех лет я постоянно получала «оплеухи», замечания в профнепригодности , на курсе я была хуже всех, не умела двигаться, говорить, органично существовать в предложенных актерских этюдах». Однако все закончилось в один день с приходом тогда молодого режиссера Кирилла Савельевича Стрежнева. Про Кирилла Стрежнева, сегодня главного режиссера свердловской музкомедии, Светлана говорит так: - «это - мой режиссер», мы с ним «одной крови» и смотрим в одну сторону тогда и сейчас. Он способен «подныривать» под актера как под айсберг и приподнимать его над поверхностью. Лишь только услышав, каким тоном он произнес фразу, как посмотрел, я понимаю чего он хочет от меня. И мне тут же хочется бежать впереди всех и пробовать.» Первую проверку на профпригодность Света прошла, в сегодня уже ставшем легендой, спектакле ««Беспечный гражданин». Маленькая роль Дуси стала пропуском в мир легкомысленный, бравурный и прекрасный. Однако, несмотря на опереточные легкость, игривость и кокетство, присущие Светлане, ее лучшие роли те, в которых есть глубина, драматизм, страсть и непростая судьба. Ее первая большая драматическая роль – Леля в «Беспечном гражданине». Без ложного пафоса и трагизма Леля Светланы Кочановой провожает своего любимого на войну. Только отчаяние в широко распахнутых глазах и растерянность в порывистых движениях рук. Актриса аккуратно, без «жирных» линий, создала простой, но вместе с тем глубокий женский образ, оставив за собой право в театре музыкальной комедии не только на роли веселых шумных взбалмошных опереточных барышень, но и на сложные психологические образы полные подлинного драматизма.

Большие роли и столь же значимые актерские удачи в творческую судьбу Светланы вошли одновременно. Тем не менее это не вскружило голову молодой актрисе и каждая последующая роль вновь становилась «университетом». Таким «университетом» стала Клементина из итальянского мюзикла «Конец света». Режиссура Кирилла Стрежнева, хореография Эдвальда Смирнова, да и сам жанр мюзикла, подразумевали актрису, которая обладала бы универсальным синтезом - «одинаково хорошо танцую, пою, говорю», но именно этого единства на первых порах не хватало Свете. Однако, желание и энергия с которыми она взялась за «штурм» непокорной Клементины сегодня позволяют говорить о Светлане Кочановой как о лучшей исполнительнице этой роли. Она нашла ту меру выразительности, в которой сумасшедшая влюбленность взъерошенной девочки-подростка не выглядела истерично и экзальтированно, а как-то по детски угловато и по девичьи стеснительно. В ее Клементине уживались полярные крайности – смех и слезы, радость и тоска, нежность и ершистость, однако примирение самой с собой и с миром наступило через бескомпромиссную любовь, которая словно маячок освещала всю роль актрисы. Даже в сценах семейных скандалов кажущаяся агрессия Клементины без знака минус, она не разрушительна– это взрыв отчаяния от непонимания и глухоты родителей к ее маленькому миру раздираемому противоречиями. Бунтарский дух Клементины и ее не желание ходить по начертанной линии вместе со всеми оказались созвучными молодому поколению конца 80-х.

Сейчас уже никто не сомневается в том, что актриса Светлана Кочанова обладает уникальным психофизичеким комплексом. С одной стороны – ее яркая внешность, низкий грудной голос предрасполагают к ролям роковых красоток. С другой же, тяга к комедийности, характерности, смелость и умение быть на сцене некрасивой и смешной, позволяют Светлане не загонять себя в рамки какого-то одного пресловутого амплуа, а помогают ей создавать галерею самых разных женских типажей и образов: от незащищенной женственности под маской циничной жрицы любви из итальянского мюзикла «Женщина в подарок» до уморительно смешного, задиристого и не в меру болтливого долговязого зайца-спортсмена из детского спектакля «Золотой цыпленок». Кстати, перещеголять Свету в роли зайца Бама в театре не удалось никому. Нельзя забыть чувственную и невероятно женственную Миледи из мюзикла «Три мушкетера». Актриса нарушила сложившийся стереотип злодейки, ее Миледи – это кипящий коктейль из молодости, вздорности, обжигающей страсти и жажды жизни.

Несомненно к последним удачам актрисы можно отнести спектакль «Парк советского периода». Ансамблевость этой постановки не позволяет выделить кого-то одного, однако одна из самых ярких и выразительных актёрских пар – это Светлана Кочанова (Лариса) и Владимир Смолин (Семен). Роман Ларисы и Семена начался еще до войны. Она - кокетливая продавщица мороженного, он - ее вечный менестрель с баяном. Лариса легка и беззаботна, она благосклонно и даже радостно принимает любые ухаживания случайных кавалеров, оставляя Семену место третьего лишнего. Светлана играет провинциалку с претензией на рафинированную утонченность для которой мечта о настоящем мужчине явилась в виде местного сердцееда Якова Разливанского (Николай Капленко). Забыв про верного Семена, Лариса флиртует с новым ухажером пуская в ход все женские уловки. Однако, игривое покачивание бедрами и нарочитая грациозность в жестах, разбиваются о естественную простоту, которая присуща характеру Ларисы. И в результате на стыке естественной простоты и мнимого гламура появляется образ доверчивой, одинокой, мечтающей о любви женщины. И должна была случиться война , чтобы Лариса поняла - настоящая любовь рядом. Внезапный гул сирены, лучи прожекторов вспороли гармонию и веселье мирного времени, поделив жизнь на «до» и «после». Отныне одиночество, ожидание и треугольники солдатских писем стали знаком страшного военного периода. Светлана Кочанова точно уловила и предсьтавила состояние женщин, ждущих мужчин с войны. Закутанная в старый платок, в грубых старых ботинках, без привычного яркого макияжа - ничто не напоминает нам о легкомысленной продавщице мороженного. Обаяние и женственность словно ожидают своего часа, часа, когда им будет позволено вновь выйти на свет. Шаг Ларисы по-мужски широк и тяжел - вся неженская ноша упала ей на плечи, словно придавив ее к земле. Холод сковывает, а быстрый шаг согревает и нет у нее повода надеть так ее любимые туфли на каблуке, пройтись летящей походкой как раньше, потому что она ждет - ждет Семена. Возвращения с войны раненого Семена становится одной из самых запоминающихся и эмоционально напряженных сцен спектакля во многом благодаря Светлане Кочановой. Именно она в этой сцене - нерв и смысловой центр. Семен не верит, что нужен Ларисе, что она его дождалась, что «все будет как раньше: музыка, летний вечер и сливочный пломбир.» Теперь она яростно борется за его любовь, как смысл его послевоенной жизни. Отчаянное и неистовое танго Ларисы и Семена не просто танец, это поединок прошлого и будущего, надежды и разочарования, веры и безверия. Жесткая музыкальная форма танго сама подсказала актерам нужную интонацию, жест, пластику. «Я тебе помочь готова снова стать беспечным!» кричит Лариса Семену, но он поворачивается спиной, и ее протянутая к нему рука невольно с горечью сжимается в кулак и как последний аргумент она бросает вслед: « Миг любви – всему основа и за все награда!» Спасая Семена Лариса спасает свою веру в жизнь и в любовь, ее женское начало имеет удивительную витальную силу, способную преодолеть любые преграды. Вообще витальность, как основа жизни, можно назвать тем стержнем, который определяет большинство ролей актрисы и является частью ее характера. И порой кажется, что Светлане ничего не приходится играть, ей достаточно прислушаться к своему сердцу, которое подскажет нужную интонацию и эмоцию. Женской мудростью и материнской нежностью наполнила актриса образ Мэгги из мюзикла «Ночь открытых дверей» созданного по повести Ч.Диккенса «Рождественская песнь». Эта история об оттаивании человеческой души, о милосердии и вере в то, что любовь и добро стоят «подороже банковских счетов». Исходное для диккенсовской Мэгги можно определить очень просто - хлопотливая мамочка большого семейства, но актрисе этого мало. Она наделяет ее невероятной силой духа, верой и мужеством, которое изменяет ей всего один раз, когда мысль о смерти больного сына подходит слишком близко, близко настолько, что становится жесткой реальностью. И только тут отчаяние прорывается наружу, обнажая израненное материнское сердце. По нарастающей, словно раскрученная пружина, Мэгги с тихого шепота срывается на крик безысходного отчаяния и негодование обращенные в адрес скряги Скружда, виновника семейных бед. Актрисе удалось избежать сентиментальной слезливости в этой сложной многоплановой сцене, которая, по существу, является драматической кульминацией роли.

История тетра музкомедии знает много замечательных актрис, наблюдая за которыми из-за кулис Светлана Кочанова училась и учится по сей день. Оставаясь яркой индивидуальностью она может гармонично сочетать, не нарушая традиций, классическую оперетту и мюзикл, комедию и драму, различную манеру вокального исполнения. В продолжении темы, можно было бы добавить к уже упомянутым выше «попаданиям» еще одно – в этом году Светлана «попала в свой сезон» - три премьеры и три разные роли. Ни это ли снайперская меткость актрисы!?

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!