ПРЕССА

ПАМЯТИ МИХАИЛА САФРОНОВА

13 декабря 2019, Лариса Барыкина, Петербугский театральный журнал

https://ptj.spb.ru/blog/pamyati-mixaila-safronova/?ysclid=l94301umoq7470...

ПОСЛЕДНИЙ РОМАНТИК ТЕАТРА

 

Совершенно неожиданно, в командировке, буквально «на лету» ушел из жизни Михаил Сафронов — один из самых известных театральных директоров России. Еще накануне он участвовал в итоговом форуме Года театра, в заседании Секретариата СТД России. Его выступление по трансляции смотрел театральный люд всей страны. Он, как всегда, ратовал за правое дело: необходимость присуждения провинциальным артистам почетных званий, с этим последние годы — просто беда. А в день вылета домой его не стало. В Екатеринбурге его ждали, в его родном театре — Свердловской музкомедии — полным ходом идут репетиции, последней премьерой уходящего года, теперь уже без него, будет «Сильва». Но для этого нужно собрать душевные силы, пока в театре — шок и горе, ведь о таком директоре можно только мечтать.

Человек-оркестр, человек-праздник, «шаровая молния» — и это все о нем! Его неукротимой энергии мог позавидовать кто угодно, моложе раза в два, раньше таких называли perpetuum mobilе — вечный двигатель. Стремительность его перемещений и скорость его реакций в общении — почти легендарны. Он умел одновременно решать массу проблем, быть авторитетом для профессионалов самого разного толка, при этом оставаясь человеком невероятного обаяния. А теперь официальное: секретарь Союза театральных деятелей России, бессменный Президент «Ассоциации театров Урала», председатель Свердловского отделения Союза театральных деятелей РФ, вице-президент «Уральского землячества», член Правления Ассоциации музыкальных театров России, член Правления Гильдии театральных менеджеров — и это тоже все о нем! Его без преувеличения знала вся театральная Россия, масштаб его деятельности — поражает воображение.

Михаил Сафронов

 

Двадцать лет он возглавлял театр, который имел репутацию одного из лучших в стране, реноме бессменного лидера своего жанра. Конечно, Свердловская музкомедия заработала себе эту славу раньше, но Сафронов, по должности генеральный директор, а по сути — продюсер, мотор и движущая сила всех главных процессов, вывел труппу на новые рубежи. Именно при нем театр стал своего рода театром-холдингом, под его крышей помимо основной труппы: солистов, артистов балета, хора и оркестра, дружно живут еще несколько самостоятельных творческих образований — ансамбль народных инструментов «Изумруд», детская вокально-хореографическая студия, «Эксцентрик-балет Сергея Смирнова». Именно Сафронов поставил задачу реформировать жанр, произвести смену зрительских поколений, и способ для этого выбрал самый надежный, хотя и не самый простой: создание оригинальных спектаклей, сделанных с нулевого цикла, от работы с композиторами и либреттистами до выпуска премьеры. Метод принес свои плоды: одних только «Золотых масок» у труппы — не счесть. А спектакли «Храни меня, любимая», «www. силиконовая дура. net», «Екатерина Великая», «Мёртвые души», «Белая гвардия», «Яма», «Декабристы», «Моцарт vs Сальери» — эксклюзив, который больше не увидеть нигде. Благодаря его амбициям и энергии театр стал учредителем и проводит масштабные международные проекты: Конкурс молодых артистов оперетты и мюзикла им. В. Курочкина, Фестиваль современного танца «На грани».

Судьба наградила его редким даром быть легким в общении, живым и витальным, абсолютно лишенным начальственного снобизма. Порой казалось, он олицетворял собой жанр, которому служил. О его хлебосольстве и гостеприимстве знали все, он том, что только Сафронов способен сделать грандиозный праздник — те, кто это испытал на себе. Но самое главное и самое привлекательное в личности Сафронова было не только это.

Он — истинный романтик театра, мгновенно загорающийся новыми идеями. Его всегда вдохновляли нетривиальные задачи, а его любимым местом в театре был вовсе не кабинет, а кресло в зрительном зале. Больше всего Сафронов любил собственно Театр: премьеры, спектакли, артистов и этих упрямых и ужасно-прекрасных творцов. Он понимал, ради чего он служит своему делу. Его внезапный уход огромное число людей — я уверена — переживает как личную потерю и огромное горе. Только он умел так помочь, поддержать, посоветовать и направить. Только он мог быть таким нужным и важным каждому, кто к нему обращался. Если существует понятие «Человек Театра» — то это он, Михаил Сафронов. Очень хочется верить, что кого-то из нынешних молодых театральных руководителей и менеджеров он успел научить самому главному.

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!