«Внезапный» мастер-класс опытного тенора юному коллеге стал музыкальной кульминацией спектакля. Фото Свердловского театра музкомедии
 

До музыкальных ли комедий сегодня? Несколько недель назад я уже начинал одну из своих заметок примерно такой фразой. И там же отвечал на нее словами начальника времен Великой Отечественной войны, бросившего молодому режиссеру Борису Покровскому: к черту вашу оперу, оперетту давайте! Вот настанет мир, тогда приходите с «Иваном Сусаниным»…

Нынешняя «зимняя весна», что никак не отваживалась распрощаться со снегом и холодом, в то же время оказалась удивительно щедра на солнечные мелодии и краски ярких, талантливо поставленных оперетт, мюзиклов, комических опер. «Остров Тюлипатан» Оффенбаха в Геликон-опере, оффенбаховский же «Робинзон Крузо» в Московском академическом музыкальном театре, «Моя прекрасная леди» в Санкт-Петербургской музыкальной комедии – называю только то, что видел сам и о чем успел написать в прессе… 12 апреля этот ряд пополнил мюзикл «Одолжите тенора», показанный Свердловским театром музыкальной комедии в рамках фестиваля «Золотая маска» на сцене столичного театра Et Cetera.

Что за название, спросите вы? Я тоже прежде этой вещи не видел и не слышал. Точнее, знаю драматический спектакль «Одолжите тенора» в московском Театре имени Пушкина по пьесе американского комедиографа Кена Людвига, но бродвейский мюзикл Брэда Кэрролла по ней до уральцев никто в нашей стране не ставил. И уже за этот просветительский жест им – респект.

 

Тема произведения – самая что ни на есть традиционная для театра. Это сам театр с его звездами и толпой, сюрпризами и интригами, провалами и взлетами. Но что нового можно сказать в ней после «Талантов и поклонников», «Без вины виноватых», «Леса», «Чайки», наконец «Гамлета»?.. Оказывается, можно, если в правильной пропорции приправить современную комедию классической трагедией, к гротеску добавить нужную толику лирики, а пародию на штампы согреть искренними чувствами буквально всех героев – отрицательных персонажей здесь просто нет, зато у каждого с лихвой милых недостатков, которые только добавляют им жизни и обаяния.

И еще одна сильная сторона пьесы, а соответственно исполнения (ибо без виртуозного актерского мастерства за нее нечего и браться) – это стремительность действия. С самого начала крепко хватающего зрительское внимание интригой: заморский тенор Мерелли, которого как бога ждут в Кливлендской опере на роль Отелло, выбит из рабочей формы ссорой с женой в лучших традициях итальянского кино, заменить его не на кого, кроме как на юного, голосистого и влюбленного в оперу, но абсолютно безвестного суфлера Майка… В итоге – сумасшедший успех спектакля, который мало того что был отлично спет – никто в зале не догадался, что поет не Мерелли: директор договорился с юношей, что их «подлог» останется тайной, ведь иначе возмущенная публика разнесет театр и его, директора, в клочья… Тем временем настоящий Мерелли, оправляясь от шока, натягивает костюм Отелло и бежит в театр, где его принимают за сумасшедшего: ведь «звезда» в точно таком же костюме сейчас на сцене. А после – звана на прием к президенту США, но туда, не доверяя столь ответственную роль мальчишке, идет сам директор – для камуфляжа, вы угадали, в костюме Отелло… И когда три Отелло сталкиваются друг с другом, а претендующие на их внимание три женщины, и вся труппа, и городские зеваки, и полиция впадают в изумление, граничащее со ступором – блеску этой стретты могут позавидовать лучшие комедии мира.

Что касается музыкальной стороны дела – тут немного сложнее. Во-первых, сам мюзикл Кэрролла, крепко и безошибочно скроенный по бродвейским стандартам, все же не «Моя прекрасная леди» и не «Кабаре»: здесь полно отличных зонгов и искрометных чечеток, но нет убойных хитов уровня «Я танцевать хочу» или «Мани-мани». Равно и в исполнении я бы разделил великолепную работу дирижера Антона Ледовского и театрального оркестра с одной стороны – и солистов с другой. Да, актерски Павел Дралов (директор оперы Генри Сандерс), Евгений Елпашев (Макс Гербер), Екатерина Мощенко (дочь Сандерса Мэгги), Николай Капленко (Тито Мерелли), Татьяна Мокроусова (Мария Мерелли), Светлана Кочанова (местная примадонна Диана Дивейн) и другие исполнители великолепны. Иногда небезынтересны и вокально – например, в сцене импровизированного мастер-класса, который Мерелли дает своему новоиспеченному приятелю Максу и у того вдруг раскрывается широкое певческое дыхание. Но все же больших голосов, которыми прежде славилась Свердловская музкомедия, я не услышал. Ни у одного из Мерелли, ни у лукаво-инфантильной Мэгги, ни у пафосной (так должно быть в идеале) Марии, ни, что особенно досадно, у «примадонны» Дианы, которой композитор поручил самый, может быть, яркий номер мюзикла – арию обольщения ею Мерелли, составленную из фрагментов великих оперных партий – Тоски, Чио-Чио-сан, Кармен, Адель, Мюзетты, Снегурочки, Брунгильды…

И все же ансамблевая работа артистов настолько отточена (режиссер-постановщик Антон Музыкантский), а пространство декораций так атмосферно и ловко выстроено, простым поворотом сцены в мгновение преображаясь из закулисья театра в гостиничное фойе, а из номеров-будуаров в таинственные лабиринты отельных коридоров (художник-постановщик Анастасия Пугашкина), что зрительское внимание – по крайней мере мое – до конца подхлестывалось этим прекрасным театральным чувством: ах, как здорово придумано!

Ну и напоследок штрих: спектакль, как объявил перед его началом президент премии и фестиваля «Золотая маска» Игорь Костолевский, начинает собой программу «Открытый занавес», которой российский театр обращается к беженцам из Донбасса – пусть в нелегкие дни наши артисты поделятся с этими повидавшими горе людьми хотя бы лучиком радости, согрев их на несколько часов в солнечной атмосфере хорошего, с добрым посылом сыгранного спектакля.

А вы говорите – зачем музыкальные комедии…

P.S. По итогам «Золотой маски-2022», подведенным 20 апреля, Евгений Елпашев стал лучшим актером в жанре «Оперетта и мюзикл».