Оперный деликатес для гурманов
Свердловский театр музыкальной комедии не устает удивлять своих зрителей. 25 октября открылся первый сезон еще одной сценической площадки театра спектаклем в жанре эпохи барокко. На сцене нового изысканного бело-золотого зала разыграли «Пастиччо для влюбленных».
Pasticcio – «паштет» из популярных фрагментов разных произведений – жанр оперы, столь любимый в Европе XVIII века, – прекрасно резонирует с сегодняшним стремлением играть образами культуры, смешивая несочетаемое, отстраненно и остраненно с иронией наблюдать за происходящим. Молодому режиссеру Екатерине Одеговой пришла в голову идея приготовить подобное «блюдо» из музыки Перголези (опера «Ливьетта и Траколло») и Стравинского (опера «Мавра», балет с пением «Пульчинелла» на основе музыки Перголези и балет «Петрушка»). О том, что жанр пастиччо сегодня востребован, говорят премьеры последних лет: 2010 год – Камерный музыкальный театр оперы им. Б. А. Покровского – «Контракт для Пульчинеллы с оркестром, или Посторонним вход разрешен» (Перголези, Стравинский), 2011 год – Метрополитен-опера (Нью-Йорк) – «Зачарованный остров» (Гендель, Вивальди, Леклер и др.). Так что прозвучавшее в Екатеринбурге пастиччо – это, прежде всего, актуальный культурный ход, который свердловская музкомедия со свойственной ей смелостью осуществила. Художественным консультантом постановки стал известный историк оперы, критик Михаил Мугинштейн.
Конечно, оценить вкус подобного «оперного фуа-гра» способны скорее истинные гурмэ. Не зря «Пастиччо для влюбленных» было представлено не широкой публике, а на малой сцене. Сюжет прост и очарователен. Однако, для зрителей театра, привыкших к опереттам и мюзиклам, выдержать час с лишним оперной и для большинства незнакомой музыки, где поют не только на русском, но и итальянском языках (есть мониторы с переводом) – непросто. Впрочем, этот проект рассчитан на более продвинутого, интеллектуального зрителя, которому такой «паштет» придется по вкусу.
В сюжет объединены забавные перипетии двух пар молодых героев из опер Стравинского и Перголези (Параша и Василий, Ливьетта и Тракколо). Дело происходит в русском кафе, которое держит мать Параши в Италии начала XX века. Дух времени передает оформление в стиле Арт-деко: барная стойка, оплетенная узором в стиле модерн и костюмы девушек и дам. Коричнево-бежево-черно-бардовая гамма в духе фото или кинохроники тех времен, создает ощущение своеобразной документальной подлинности (сценография и костюмы – Иван Мальгин). Мужчины же по сюжету все время затевают дурацкие игры, отчего вынуждены «маскироваться» и рядиться в яркие костюмы (в том числе женские) «не из жизни»– они будто намеренно вне времени и пространства – везде и нигде. А потому не все ли равно в чем идти на необязательное приключение! Такое разделение на реальную жизнь и игру создается и с помощью световой партитуры (художник по свету – Ирина Вторникова).
Интонационные образы всех героев проработаны режиссером-дебютантом Екатериной Одеговой по партитуре с артистами весьма тщательно, и потому каждый из них настолько интересен, что зрителям остается только получать удовольствие! Трепетная, мечтательная и в тоже время эротически напряженная, легко поддающаяся зову природы Параша с легким летящим голосом (прекрасный вокальный и артистический дебют выпускницы Уральской консерватории Ксении Тимошенковой, сопрано). Умная, лукавая, вроде бы твердо стоящая на земле, но все же, мечтающая о неземной любви Ливьетта, с более плотным сочным голосом (удачная роль выпускницы Уральской консерватории Ольги Теняковой, сопрано). Хозяйка кафе (солистка екатеринбургского оперного театра Татьяна Никанорова, контральто) – «прожженая» женщина-вамп, знающая жизнь не понаслышке, она легко и непринужденно меняет скорбные интонации, на беззаботную болтовню или властные распоряжения. Соседка Хозяйки – Петровна – эдакая дама приятная во всех отношениях, которая всегда в курсе всех событий (Ольга Давыдова-Гуревич, меццо-сопрано). Василий – артист кафе по кличке «Гусар» – местный «жеребец», каждый выход которого буквально сносит эротической волной слушателей обоего пола (фееричная, гротесковая роль Николая Капленко, тенор). И не удивительно, что под его напором Параша просто истаивает. Наконец, вор и мошенник Траколло (обаятельная роль студента Уральской консерватории Дмитрия Стародубова, бас-баритон) – милый придурок, который, несмотря на свою «профессию», все время попадается на удочку прозорливой Ливьетты.
Забавные сюжеты, особенно с переодеваниями мужчин в женские платья, часто провоцируют постановщиков на комикование, граничащее с пошлостью. В «Пастиччо для влюбленных» бонтон выдержан на протяжении всего спектакля. При этом герои совершенно раскрепощены, в том числе в любовных сценах и убедительно проявляют свою негу или пылкость не только интонационно, но и пластически. Кульминацией же отношений каждой пары становятся не страстные признания, а лирические дуэты, уносящие их высоко над всем земным. Однако жизнь расставляет все по своим местам, и в финале герои поют о превратностях чувств.
К сожалению, у столь яркого актерского состава было совершенно не соответствующее по уровню оркестровое звучание (дирижер Виктор Олин). Музыкальная композиция «Пастиччо для влюбленных» в инструментовке Александра Пантыкина из-за этого потеряла свежесть, остроту и пикантность, сведясь к нейтральному сопровождению вне всякого стиля, при том, что в состав небольшого оркестра (флейта, гобой, фагот, валторна, труба, тромбон, фортепиано, скрипка, виолончель контрабас) был включен ансамбль народных инструментов «Изумруд» (нестандартные для классики тембры призваны «подперчить» классическое звучание). А уж эти музыканты известны в России и за рубежом как драйвовые исполнители композиций в любых стилях и направлениях. Здесь, как говорится, не случилось… А жаль! Постановка оказалась будто приглушена слоем пыли, которая не дала засверкать оркестру, и спектакль, по сути, был «вытянут» певцами. Но есть надежда, что работа с музыкантами продолжится, и мы еще насладимся «вкусным», стильным инструментальным звучанием «Пастиччо для влюбленных». Спектакль, который культурно и с хорошим вкусом поставлен молодым режиссером, где поют молодые артисты со свежими, красивыми голосами и опытные мастера, просто остро нуждается в том, чтобы все его «ингредиенты» были высшего качества. Тогда Pasticcio удастся на славу!