Оперетта не отпета
https://rg.ru/2021/05/27/reg-urfo/v-zakisavshij-zhanr-operetty-vlili-nov...
В закисавший жанр влили новую кровь. Жанр стал как новенький
Устарели либретто? Но чем страдания графини Марицы хуже терзаний графа Ди Луна из "Трубадура"? Однако оперной классике все возрасты покорны, а опереточная вянет на глазах. И Кальман, и Оффенбах, и Легар звучат все реже, не говоря о Дунаевском, Стрельникове или Милютине. Нужна была шоковая терапия. Ею занялся театр, который считается первопроходцем, - Свердловская музкомедия, творец уникальных мюзиклов и рекордсмен по числу "Золотых масок".
Устарели либретто? Но чем страдания графини Марицы хуже терзаний графа Ди Луна из "Трубадура"? Однако оперной классике все возрасты покорны, а опереточная вянет на глазах. И Кальман, и Оффенбах, и Легар звучат все реже, не говоря о Дунаевском, Стрельникове или Милютине. Нужна была шоковая терапия. Ею занялся театр, который считается первопроходцем, - Свердловская музкомедия, творец уникальных мюзиклов и рекордсмен по числу "Золотых масок".
Решили возродить утонувшую в штампах "Сильву". Шедевр Кальмана был кардинально переделан. Талантливо аранжированная музыка обрела современный нерв и неожиданный драматизм. Автор нового либретто Алексей Иващенко напомнил, что оперетта писалась в предгрозовой атмосфере начала Первого мировой войны - это освободило сюжет от плесени, сделало его актуальным и близким, появилось что играть актерам. Режиссер определил место действия - Трансильвания, заменил опереточные перья на колоритные национальные костюмы, сделал абстрактное "кабаре" обиталищем земных людей. Герои обзавелись судьбами, профессиями и обстоятельствами, арии и дуэты перестали быть "номерами" и стали продолжением диалогов - оперетта приблизилась к современным формам мюзикла. Спектакль живой, динамичный, ансамблевый, изобилует превосходными актерскими работами, стал бенефисом Ольги Балашовой и Маргариты Левицкой (Сильва), Андрея Опольского и Антона Сергеева (Эдвин). На "Золотой маске" работы режиссера Дмитрия Белова и дирижера Дмитрия Волосникова были отмечены премиями, но, думаю, революционная роль спектакля в возрождении жанра (его надо бы изучать в ГИТИСах) не была в должной мере понята и оценена. А раз так, то и принципиально важный почин театра вряд ли подхватят другие труппы - жаль: здесь реальный выход из тупика
Хорошо, что театр не прекратил поиски и немедленно выдал новый эксперимент - после суперпопулярной "Сильвы" поставил малоизвестную оперетту Франца фон Зуппе "Боккаччо", по типу музыки близкую комической опере и от зрителя требующую эрудиции в истории литературы. Либретто взялся освежить Константин Рубинский, музыкальная часть оказалась в умелых руках дирижера Бориса Нодельмана, на постановку пригласили молодого режиссера Филиппа Разенкова.
Эти три спектакля, приоткрывшие горизонты жанра, были последними проектами ушедшего больше года назад директора Михаила Сафронова. Он обладал выдающимися качествами театрального менеджера-творца, такие наперечет. Сможет ли театр дальше развиваться так же вдохновенно и с той же неукротимой энергией - будет зависеть от точности новых административных назначений. Прошедший год был подведением блистательных итогов одной человеческой жизни, но не принес ясности на будущее, а "смена караула" затянулась, и тревога за дальнейшую судьбу театра звучит все отчетливее.
Тем не менее, мхом поросший жанр оперетты-мюзикла проснулся и становится актуальным. Репертуар, ссохшийся было до трех-четырех названий, подрастает. И вот уже Петербургская музкомедия добавляет к хрестоматийной "Веселой вдове" Легара его полузабытую, дивной красоты "Фраскиту". Но об этом - отдельный рассказ.