ПРЕССА

Они заставят встрепенуться

01 декабря 2008, Зинаида Паньшина, "Аргументы и факты"

Французский культурный сезон в Екатеринбурге достиг своей кульминации

На четыре дня сцена Свердловского государственного академического театра музыкальной комедии превратится в танцевальные подмостки, с которых покажут свои "звёздные" и премьерные спектакли почти два десятка уральских хореографических коллективов.

Поклонники всего французского: моды, кино, шансона, духов в конце концов - с нетерпением предвкушают приход 2010 года, который официально объявлен Годом культуры России во Франции и Франции в России. Екатеринбург будет участвовать в его программе как одна из основных площадок. Генконсул Франции Клод Круай еще весной пообещал уральцам, что в его рамках пройдут "необычно-крупные мероприятия", такие как, например, гастроли знаменитого "Комеди Франсез" и филармонического оркестра Радио Франции". Кроме того, есть надежда увидеть в городе на Исети экспозицию из Миланского музея моды. А чтобы скрасить ожидание "франкоманов", да и как следует подготовиться к этой напряженной работе, уже нынче - с августа и до конца декабря - в Екатеринбурге реализуется насыщенная программа Французского культурного сезона. В конце лета состоялся фестиваль-лаборатория "АРТ-завод", и открылась выставка послевоенной французской фотографии в "Доме-музее Метенкова". В октябре в Доме кино, параллельно с мировым фестивалем анимационного фильма, прошел показ цикла анимационных программ, а художник Катрин Мелен занялась в екатеринбургских двориках съёмками фильма "Живое пространство", перемешав в своем проекте танец, кино и фотоискусство. В ноябре противоречивый Жоэль Помра представил нам свою версию знаменитой сказки "Красная Шапочка". И вот наконец пришло время для самого яркого события сезона - фестиваля современного танца "На грани", который на сцене Театра музыкальной комедии представит творческие достижения уральских хореографических компаний землякам и гостям из Франции. У нас в гостях директор театра Михаил Сафронов.

 

- Михаил Вячеславович, почему именно "Музкомедия" стала основной площадкой хореографического фестиваля?

- Дело в том, что наш театр стал одним из закопёрщиков этого проекта. вместе с агентством "Французский Альянс" С директором "Альянса" Эдвардом Люмле у нас сразу сложились отношения творческого сотрудничества, много идей появилось и немало проектов уже осуществлено. Ну а хореография, современный танец нам очень интересны, и вот по какой причине. Еще 20 лет назад в Екатеринбурге рождалось много хореографических компаний, и мы сочли возможным содействовать развитию некоторых из них. Так в театре, помимо артистов, солистов, балета и оркестра, поселилось ещё несколько коллективов, которые как-то особенно пришлись нам "ко двору": ансамбль "Изумруд", "Эксцентрик-балет Сергея Смирнова", детская вокально-хореографическая студия, !Джем-студия Елены Захаровой!. Их развитие нас волнует, и нам важно, чтобы их искусство было доступно широкой публике. Интересно взглянуть и на работу других коллективов. Вот что нас подвигло на проведение фестиваля совместно с французской стороной, и отчего наш театр стал центральной его площадкой. Мы уверены, что проведение такого большого театрального форума известных и молодых уральских коллективов современного танца как бы зафиксирует эту деятельность, заставит всех немного встрепенуться, поближе узнать друг на друга. Чьё-то имя прозвучит с заслуженной громкостью впервые, потому что, к сожалению, очень многие спектакли компаний и холдингов не всегда доступны нашему зрителю.

- Думается, это недешевое мероприятие...

- Вы не ошибаетесь. Его финансирование осуществляют и театр, и культурно-информационный центр "Французский Альянс". Впрочем, фестиваль впервые будет проходить на самоокупаемости. Все будет зависеть от наполнения зрительных залов.

- Откуда у фестиваля такое странное название: "На грани?"

- Это название многозначно. Оно отражает и евразийское местоположение Екатеринбурга - на границе Европы и Азии, и экстремальность существования российского contemporary dance: многие труппы зачастую существуют на грани выживания без какой-либо государственной поддержки. Это и постоянная жанровая"пограничность": в России современный танец совсем рядом с драмой и балетом, актуальной музыкой и перформансом, медиа и визуальными искусствами. И от других искусстви его отделяет лишь тонкая грань.

- Какие команды примут участие в этом театральном форуме?

- Это будет своеобразный парад современных танцевальных коллективов, который продемонстрирует, чего они все достигли и какого развития следует от них ожидать. Почти 20 коллективов будут участвовать в этом параде. В том числе очень известные: пермский "Балет Евгения Панфилова", "Провинциалльные танцы" Татьяны Багановой, Челябинский театр современного танца Ольги Пона, наш "Эксцентрик-балет Сергея Смирнова". Многие коллективы - лауреаты национальной российской театральной премии "Золотая маска". От Евгения Панфилова и Сергея Смирнова мы ждём премьер, они покажут только-только созданные спектакли. Также будут участвовать в фестивале молодые компании: "Киплинг" Натальи Левченко, "Окоем" Александра Гурвича (Екатеринбург), "АртФорм" (Тюмень), Театр танца Ольги Зиминой (Сарапул) и другие. Ожидается показ и таких вещей, которые представляются сегодня ещё не очень, что называется, раскрученными. Например, спектакли в стиле хип-хоп. Тем интереснее будет узнать об этом побольше, увидеть, оценить. В этом, кстати, помогут и включенные в фестивальную программу французские фильмы о современном танце.

- Говорят, гостями фестиваля будут известные во Франции хореографы?

- Многие знают, что Франция, наряду Германией, лидирует по уровню развития современного танцевального искусства. Там этот жанр развивается очень активно, и у французов к подобным мероприятиям большой интерес. Фестиваль действительно посетит солидная делегация представителей французской современной хореографии. Большой мастер Рашид Урамдан проведет у нас мастер-класс. Это очень интересный профессионал, представляющий концептуальное крыло французской сцены современного танца. Мсье Урамдан зарекомендовал себя как создатель холодных, "отрезвляющих" спектаклей, в которых во главу угла ставит взаимодействие тела танцовщика с новыми видеотехнологиями, исследуя новые перспективы хореографического жеста. Это может быть очень интересно как опыт для всех хореографов, которые придут на мастер-класс, а также будут участвовать работе фестивальных "круглых столов". Как и всем профессионалам, им для развития требуется встречаться, общаться, видеть работу друг друга. Прибудет еще ряд профессионалов, руководителей крупных хореографических коллективов Франции. Для нас важно, что приедет Николя Шибаефф, генеральный комиссар Года культурного обмена Франция-Россия (2010). Мы с ним уже теперь будем вести конкретные разговоры о том, как мы будем принимать, в каких гостиницах будут жить наши гости во время проведения Дней Франции.

- Чего еще ждать свердловчанам от сотрудничества любимой "Музкомедии" с "Французским агентством" в преддверии Года Франции?

- Планы достаточно интересные. Мероприятия, которые пройдут у нас в театре в рамках культурного обмена Франции и России - наивысшая цель наших взаимоотношений. Три дня в Екатеринбурге на сцене Театра музкомедии и Театра драмы будет играть легендарный "Комеди Франсез", один из самых интересных в мире театров. Он никогда в России не был дальше Санкт-Петербурга и Москвы, да и там был много лет назад. Мы испытываем и волнение, и радость. На следующий год осенью мы примем на сцене нашего театра постановочную группу из Франции. В том числе приедет Жером Савари, один из самых выдающихся режисеров и актеров Франции, который будет ставить "Прекрасную Елену" Оффенбаха...

Ну а открывающийся на днях фестиваль "На грани" - это яркое продолжение уральско-французского творческого сотрудничества и начало очень крупномасштабных культурных проектов, которые Екатеринбург намерен и будет реализовывать совместно с Францией. Пожелаем ему прекрасных открытий!

 

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!