ПРЕССА

О чём пропела скрипка

25 октября 2011, Юлия Матафонова, "Уральский рабочий"

В 26 лет впервые написав оперетту, Имре Кальман и не подозревал, какие страсти развернутся вокруг его творений.

Когда в 1908 году на сцене Будапештского театра комедии были сыграны ?Осенние маневры?, один из критиков в недоумении написал: ?Новая оперетта ? это не оперетта. Это не комедия, не фарс, а какая-то смесь, которой трудно дать определенное название?.

Когда венские либреттисты Юлиус Вильгельм и Фриц Грюнбаум предложили Кальману пьесу ?Цыган-премьер?, он вдохновенно принялся за работу. 11 октября 1912 года в венском ?Иоганн Штраус-театре? состоялась премьера с непревзойденным Александром Жирарди в главной роли. По словам биографа композитора Рудольфа Остеррайхера, ?оперетта прозвучала как взрыв бомбы, и в течение ночи ?Иоганн Штраус-театр? превратился в ?Имре Кальман-театр?.

Причин успеха ?Цыгана-премьера? было как минимум две. Во-первых, наличие напряженной драматической линии, способной взволновать сердца, и, во-вторых, потрясающе красивая и выразительная музыка, вобравшая особенности народных мелодий. В них пела душа цыгана ? стареющего Пали Рача, вдруг осознавшего, что отстает от быстротекущей жизни.

Создатель образа Пали Рача в спектакле Свердловского театра музыкальной комедии 1982 года, поставленном Владимиром Курочкиным, любимец свердловских зрителей Семен Духовный прежде всего видел в Пали артиста, недовольного потерей ?огонька? в творчестве, отчего его образ приобретал возвышенные, романтические черты.

Нынешнюю премьеру пел Анатолий Бродский, расставивший немного другие акценты. Лейтмотив всего поведения его Пали Рача ? трагическое предчувствие конца пути. Отсюда его метания, капризы, гнусное настроение, которое никак не может уйти. Отсюда же скоропалительное решение еще раз жениться, хотя не заметно, что он так уж влюблен в юную Юлишку. Полный мужского эгоизма, Пали не привык к отказам, и его мало заботит внутреннее самочувствие девушки. Горько, но без надрыва и элементов цыганщины поет он знаменитую арию: ?Был скрипач Пали Рач, и нет его??

Анатолий Бродский ? один из основных вокалистов нашей труппы. На нем много лет держался весь классический репертуар, и нет нужды говорить о качестве его пения. Но вот уже в ряде спектаклей мы видим как бы нового Бродского, отмечаем незаурядный драматический дар. На этот раз он снова его проявил.

Создалось впечатление, что роль разработана очень подробно, во всех деталях. Возмущение, а вместе с тем и испуг при вести, что какой-то неизвестный нахал осмелился вызвать на соревнование его, Рача. Колебание ? принять ли вызов? Встреча с сыном, единым махом отнимающим у отца все ? и надежду на счастье, и музыку. Сцена самого соревнования сыграна так, что сжимается сердце. Пали играет, чуть отвернувшись от нас, весь уйдя в творимую красоту. И, наконец, пробуждение к действительности: он постарел, молодых ему не догнать!

И все-таки Пали победил. Нелегко ему отдать Юлишку юному Лачи, но он отдает и словно освобождает себя от тяжелой ноши. Было бы хорошо, если бы исполнитель показал и сомнения Рача, то, насколько тяжел был для него этот шаг. Но на нюансы уже нет времени. Оперетта стремительно подошла к финалу. Артисты стоят на поклонах с букетами цветов в руках?

Надо сказать, что букет, и самый большой, заслужил, как мне кажется, дирижер-постановщик спектакля, новый для Екатеринбурга мастер ? Виктор Олин. Под его руководством партитура сыграна нашим оркестром чисто и вдохновенно, с пониманием специфики музыки Кальмана.

Вот только музыка эта, искренняя и глубокая, вошла в противоречие с претенциозным приемом, предложенным режиссером-постановщиком из Питера Александром Лебедевым. Лирическую линию оперетты он решил ?усилить? расхожим штампом современной эстрады ? ввел в спектакль своеобразный бэк-данс, когда вокальные номера дублируются танцующим солистом или дуэтом. Но кальмановский шедевр меньше всего похож на эстрадное шоу. Пристрастие к ложной красивости сказалось и в сцене у графа Эстрагона, превращенной почему-то в сплошной снегопад (художник Сергей Александров).

В новом спектакле порадовали молодые актеры Светлана Кадочникова (Юлишка) и Игорь Ладейщиков (Гастон Ирини). Виртуозен Владимир Смолин в роли слуги Гастона ? Кадо, доставивший зрителям много веселых минут. Как и сцена с императором Францем-Иосифом и императрицей (Сергей Вяткин и Римма Антонова). ?Цыган-премьер? вообще создан по хорошо сделанной пьесе, что относится как к оригиналу, так и к варианту начала 1980-х годов, авторами которого стали одесские драматурги Георгий Голубенко, Леонид Сущенко и Валерий Хаит.

Жаль, не отмечены в программке исполнительница соло на скрипке и солисты балета. Невольно позавидуешь зрителям прошлых десятилетий, жившим во времена именных афиш. 

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!