Нина ЧУСОВА стала алхимиком
https://dzen.ru/a/Y5PM9Z0_f3zOi_cN
Не совсем Лермонтов
Осенью Нина выпустила в Екатеринбурге нашумевший мюзикл-оперу «Маскарад».
– Почему выбор пал именно на это произведение?
– Мы планировали другой спектакль – мою любимую рок-оперу «Иисус Христос – суперзвезда». Уже распределение сделали. Но теперь неуместно ставить что-то иностранное. И когда стало понятно, что нужен другой спектакль, я вспомнила, что лежит материал. И он совпал со всем происходящим.
Получился не совсем Лермонтов, конечно. Да, сюжет в основе, но автор либретто Юрий Димитрин сдвинул действие в 1914 год. И активирована тема войны.
– В последние годы вы ставите спектакли в крупных российских городах. Почему?
– Я бы работала в Москве, но тут постоянная смена художественных руководителей, которые не всегда находят со мной общий язык. И это нормально. Никого не осуждаю. Но наш «Ричард III» с огромным успехом идет в Театре Моссовета. Полные залы.
Роль-мечта
Кровожадного короля Англии Ричарда III играет Александр Домогаров.
– Текст главного героя – короля Англии Ричарда III – внесен в Книгу рекордов Гиннесса, потому что больше слов, чем у него, нет ни у одного персонажа в мировой литературе. И я не знаю, как Саша его учил. Он даже будто этого и не делал. Я тоже была артисткой и могу сказать, что обычно вживаешься в роль и не можешь потом ее забыть. Она тебе снится, преследует. Домогаров влезал в шкуру персонажа. С образом, пластикой, голосом. Кстати, он и натолкнул меня на мысль поставить спектакль. Как-то спросила: «У тебя есть роль-мечта?» «Есть, – ответил. – Ричард III. Но я не подхожу. Я высокий, амплуа героя-любовника». И тогда я сказала: «Почему бы и нет?»
– И что же общего нашлось у него с Ричардом III?
– У Шекспира он – злодей-злодей. Можно было бы сделать его неприятным, хотя исторически он таким не был. Говорят, и горба у него не было. У Сашки Ричард получился обаятельным манипулятором, который не прикладывает особых усилий для страшных деяний. Например, легко убеждает леди Анну, как сильно любит ее. Говорим: «Ричард играет на сливочном масле», то есть идеально. Все поддаются его харизме. Но его мучает совесть. Осознание того, что сделал, съедает изнутри. В этой чувствительности герой и Сашка совпадают. Человек с толстой кожей не сыграет Ричарда III.
Круглая дата: «Придумала комфортный возраст»
В этом году Нине исполнилось пятьдесят лет.
– На какой возраст себя ощущаете?
– Ой, не знаю! В один день могу чувствовать себя на 85. Зайти в магазин, и чтобы все поняли, что перед ними уже очень старая женщина. А иной раз чувствую себя так, будто мне пятнадцать. Юбилей собиралась отметить активно, наприглашать знакомых, знаменитостей, устроить капустник в Доме актёра. Но из-за ситуации в мире расхотелось. И меня сразу отпустило, будто и не было этой круглой даты, и можно себя разблокировать на этот счет и придумать тот возраст, который хочется на сегодняшний день.
– Многие называют наше время эпохой турбулентности, а как бы вы его охарактеризовали?
– Серьезное переходное время. Помните, раньше предупреждали, что будут квантовые скачки? А сейчас говорят уже, что так и есть, и непонятно, чего еще ожидать. И нужно принять ситуацию и при этом взращивать правильные цели. Вылезло то, что где-то пряталось: темное, грязное, страшное. Хочет все разрушить – оно провоцирует, когда обсуждаются острые темы: «Ааа, давай поругаемся!» Вот это – самое страшное. И у людей культуры важная миссия. Я сравниваю себя с крестьянином, которому предстоит кормить народ. Нужно сохранить в себе зерно – все хорошее, что есть. Пронести через турбулентность, перепады, переходы, ливни, потопы, грады, вирусы. Во всех смыслах, и физических, и психических. Оно даже из мерзлой земли, через асфальт прорастет и даст свои плоды.
– Впору затаиться на необитаемом острове! Какие три вещи взяли бы туда?
– Обязательно музыку. Скорее классику. Конечно, хотелось бы семью, но не уверена, что поедут. Слишком эгоистичное желание. Пусть будет свобода выбора, и сами решают, поплывут ли за мной. А взяла бы собаку, потому что надо заботиться о ком-то. И, наверное, стала бы писателем, а потому – ручку и тетрадку.
На льду: Директор катка расплакался
Она работала над популярными шоу «Снежная королева», «Спящая красавица», «Щелкунчик» вместе с легендарным тренером.
– С Татьяной Тарасовой работалось, наверное, интересно, но не слишком легко?
– Это было незабываемо. Мы первыми делали ледовые шоу. Короткие сроки, высокие требования и не щадящий режим работы. У Татьяны Анатольевны большая харизма и сила воли. Я многому у нее научилась. Она очень жестко ведет себя с подчиненными. Я обычно ищу компромиссы. Потом поняла, что иногда есть предлагаемые обстоятельства, в которые можно вписаться и требовать, как от себя, так и от других. Пусть каждый отвечает за свое дело.
Однажды мы пришли на репетицию и оказалось, что лед плохо залили, сверху была вода, фигуристы не могли работать. И тогда Татьяна Анатольевна так отчитала директора катка, что у него слезы навернулись. А мужчина взрослый, здоровый, в возрасте. Ничего не мог ей ответить.
Но это правильно, считаю. Какие-то вещи недопустимы. И она, конечно, формирует вокруг себя крепкую дисциплину. При этом она – не Карабас-Барабас. Вдохновленная всегда. Творческая атмосфера не уходит. Сколько было драк с костюмами! Я как режиссер хочу одного, ей как постановщику танцев нужно другое. Но на массовых зрелищах без постановщика не обойтись, потому что надо собрать воедино и танец на льду, и костюмы, и музыку.
– Режиссер – во многом профессия про власть. Насколько вам свойственно стремление к ней?
– Каждый понимает ее по-своему. Вахтер тоже, может быть, испытывает такую жажду. Считаю, режиссер должен быть не властелином колец, а крутым организатором. Магом. Алхимиком. Обладать знаниями. Уметь сочетать одно с другим, третьим, четвертым – и получить золото. Так что у меня стремление скорее познать мир, разные его грани, даже не явные. Мне кажется, если бы не стала режиссером, я была бы архитектором и математиком.
Досье «СВ»
Нина Чусова родилась 18 апреля 1972 года в Воронеже. Окончила актерский факультет местного института искусств. Играла в Театре драмы имени Горького в Самаре. В 2001 году окончила режиссерский факультет РАТИ (ГИТИСа) (курс Леонида Хейфеца). В 2009 году открыла «Свободный театр Нины Чусовой». Первая постановка – «Портрет» по одноименной повести Гоголя – вышла в том же году. С 2012-го – худрук и главный режиссер Театра сказки «Аквамарин» в Москве. В 2020 году поставила в Театре Моссовета «Ричарда III» по пьесе Шекспира с Александром Домогаровым в главной роли.
Создавала спектакли в крупных городах России: Самаре, Новосибирске, Екатеринбурге. Замужем. Трое детей.